Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Все началось с «Аиды»

200 лет назад на киевской сцене впервые прозвучали произведения великих итальянцев
5 декабря, 2005 - 19:47
ТАТЬЯНА АНИСИМОВА И ДМИТРИЙ ПОПОВ В «ДЖОКОНДЕ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День» ГОСТЯМИ ФЕСТИВАЛЯ СТАЛИ ИТАЛЬЯНСКИЕ ПЕВЦЫ ПАОЛА РОМАНО (АИДА) И ФРАНКО ДЕ ГРАНДИС (РАМФИС) ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День» «АИДА» — ОДНА ИЗ САМЫХ ЗРЕЛИЩНЫХ ПОСТАНОВОК НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ. ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА — ОЛЬГА НАГОРНАЯ ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День» ЗА ДИРИЖЕРСКИМ ПУЛЬТОМ МАЭСТРО ВЛАДИМИР КОЖУХАРЬ ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА ЗАГАДКИ ОТ ТУРАНДОТ (ЛИДИЯ ЗАБИЛЯСТАЯ В ОДНОИМЕННОЙ ОПЕРЕ ПУЧЧИНИ) ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА «ЗАЗДРА

В пятницу легендарной «Турандот» Дж. Пуччини завершился совместный творческий проект Национальной оперы Украины и Итальянского института культуры.

Если вспомнить историю, то в нашем городе с огромным успехом проходили гастроли различных итальянских оперных трупп, а когда в 1901 году было закончено строительство Киевской оперы (архитектор здания Виктор Шретер), то одним из первых спектаклей, поставленных на этой сцене, стала опера «Аида» Джузеппе Верди. Тогда с огромным триумфом главную партию эфиопской царицы Аиды и рабыни Амнерис исполнила знаменитая певица Клара Брун. Нужно отметить, что на украинской сцене из 26 вердиевских опер — 20(!) прозвучали еще при жизни композитора. Именно «Аидой» с 1 октября 1926 года начинается отсчет деятельности Киевского государственного театра оперы и балета (ныне Национальной оперы Украины). Произведения итальянской классики всегда являлись украшением репертуара нашего театра. Долгие годы с аншлагами проходили спектакли: «Тоска», «Богема» Пуччини, «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло и др.

Блестящим был состав труппы до и после Второй мировой войны: Борис Гмыря, Иван Паторжинский, Зоя Гайдай, Мария Литвеннко-Вольгемут, Михаил Гришко и другие мастера вокала. А в начале 60-х годов прошлого века произошел еще один творческий взлет Киевской оперы. В афише появляются таки знаковые постановки, как «Дон Паскуале» и «Лючия ди Ламмермур», ставшие дебютом выдающегося дирижера Олега Рябова. Если перелистать страницы истории театра, то, например, дебютом на киевской сцене легендарного маэстро Стефана Турчака стала опера «Отелло» Дж. Верди. В разные годы спектакли-визитки ставили такие прекрасные режиссеры, как Дмитрий Смолич, Ирина Молостова, художник Федор Нирод. В итальянском репертуаре блистали премьеры украинской сцены: Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко, Белла Руденко, Юрий Гуляев, Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Гизела Ципола, Анатолий Кочерга, Евдокия Колесник, и этот перечень звездных артистов можно долго перечислять.

Знаменательно, что только в прошлом веке в театре было поставлено 42 премьеры произведений только одного Дж. Верди, а вообще сочинения итальянских композиторов ставились в нашем театре 95 раз. Нужно отметить, что и ныне в репертуаре Национальной оперы итальянская классика занимает лидирующие позиции, ведь она является колыбелью оперного искусства. Так, среди недавних премьер — «Турандот» Пуччини и «Джоконда» Понкиелли, осуществленные благодаря тесному творческому сотрудничеству нашего театра и Итальянского института культуры. Эти спектакли поставили дирижер Владимир Кожухарь, режиссер Марио Корради, хормейстер Лев Венедиктов, художник Мария Левитская. Знаковыми эти оперы стали в судьбах нынешних премьеров киевской труппы: Лидии Забилястой, Людмилы Юрченко, Светланы Добронравовой, Романа Майбороды, Ивана Пономаренко, Татьяны Анисимовой, Дмитрия Попова, Петра и Павла Приймак, Александра Гурца...

— Культурный диалог между Украиной и Италией имеет массу разных оттенков, но особенно плодотворным наше сотрудничество проходит в музыкальной сфере, — подчеркнул Никола Франко Баллони, директор Итальянского института культуры. — Этим фестивалем, когда в течение пяти вечеров было показано пять опер итальянских композиторов, мы подводим итоги многолетнего плодотворного партнерства между нашим институтом и Киевской оперой. Я уверен, что сотрудничество между нами будет продолжаться и в будущем.

В рамках фестиваля «Итальянская опера на киевской сцене» зрители имели возможность увидеть лучшие постановки театра. Он открывался «Аидой» (постановка Дмитрия Гнатюка, дирижер Владимир Кожухарь). Насладиться прекрасной музыкой и восхититься мастерством вокального исполнения не только ведущих украинских артистов (Александра Гурца, Ивана Пономаренко, Степана Фицича, Ольги Нагорной, Василия Колыбабьюка, Аллы Позняк), но и послушать, как поют итальянские солисты, — Паола Романо и Франко де Грандис — для них этот спектакль стал дебютом на киевской сцене. (Интервью с ними в ближайших номерах «Дня». — Т. П. ). Следует заметить, что не только «Аида», а все оперы, заявленные в фестивальной афише, проходили с аншлагами.

Например, в «Травиате» Дж. Верди зрители наблюдали за новым актерским дуэтом: сложнейшую драматическую партию Виолетты исполнила молодая стажерка театра Оксана Ярова, а ее партнером выступил известный певец Владимир Гришко (Альфред), который в последнее время разрывается между двумя страстями — пением и работой (советника Президента Украины В. Ющенко по культуре).

Захватывающим рыцарским романом в музыке можно назвать оперу «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Этот спектакль поставила одна из лучших украинских режиссеров Ирина Александровна Молостова. Пять лет назад новое дыхание опера приобрела благодаря обновленной версии, сделанной молодым постановщиком Анатолием Соловьяненко-младшим. На фестивале главную партию Лючии исполнила новая молодая «звездочка» коллектива Алла Родина, которой прочат большое сценическое будущее.

На фесте были представлены и две недавние новинки из репертуара театра — «Джоконда» и «Турандот» в режиссерской интерпретации итальянского режиссера Марио Корради. В «Джоконде» в главных партиях выступили молодые солисты Татьяна Анисимова и Дмитрий Попов, а завершился фестиваль «Турандот», в которой публика послушала премьеров Национальной оперы Лидию Забилясту (Турандот) и Александра Гурца (Калаф), итальянского гастролера Франко де Грандиса (Тимур).

Как заявили организаторы этого международного проекта, зрителей ждут новые интересные события. Место встречи остается то же — Киевская опера.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ