В этом году из 10 тысяч привезенных со всех уголков мира работ, для экспонирования было отобрано около тысячи картин, рисунков, принтов, фотографий, скульптур, фильмов, моделей архитектуры, дизайна и др. К участию приглашались все, независимо от возраста, национальности, образования, стиля, популярности и звездности, — главным проходным пунктом было качество выполнения работ, которое оценивали опытные академики.
Эта наибольшая в Британии открытая выставка проходила на протяжении трех летних месяцев под руководством трех главных кураторов. Одна из них, Анна Кристофер, предложила тему нынешней выставки — «Making Space» («Создавая пространство»). Сама Анна интересуется трехмерными объектами, которые крепятся к стене, иными словами, — скульптуры, которые стоят не на поле, а на стенах. Но название «Создавая пространство» является достаточно широким и абстрактным, что позволило объединить наиболее разнообразные стили, направления и техники.
Второй координатор проекта Айлин Купер поддержала идею «смешивания работ различного типа больше, чем мы это обычно делаем». Каждый куратор оформлял один из 14 галерей-залов выставки. Айлин соединила в своем зале (зал «Large Weston Room») «наименее соединимые принты»: ксилографии (гравюры по дереву) самой Купер — оживленные фигуративные изображения купальщиц. Экспонаты Криса Орра значительно отличаются друг от друга по стилю — от чрезвычайно детализированной гравюры до крупного бумажного рельефа, который называется «Черный пес на Тауэрском мосту». Линориты (гравюры на линолеуме) Гейл Бродгольт напоминают военные годы, когда Клод Флайт (художник, который положил начало этой технике) изготавливал свои первые принты, изображавшие пассажиров в Лондонском метро.
Вилл Олсоп, третий координатор выставки, будучи архитектором, взялся оформлять зал, посвященный именно архитектуре (Gallery VI). Но чтобы поддержать общую концепцию, соединил архитектуру с изобразительным искусством, «чтобы художники и архитекторы работали вместе теснее, чем раньше». Более того, принимая архитектурные работы к участию в выставке, Вилл побуждал подавать именно трехмерные объемные работы, чтобы они больше контрастировали с картинами. Для экспонирования этих объектов, было создано десятки полочек, а всю галерею Вилл покрасил в черный цвет, чтобы «можно было четче рассмотреть модели».
Другие галереи были оформлены и спроектированы еще десятью выдающимися искусствоведами и кураторами.
Нынешняя выставка изобиловала сотнями имен, как совсем неизвестных художников, так и настоящих звезд, таких как Сэр Энтони Каро и уже хорошо известный украинцам Демьян Херст. Высокий художественный уровень выставки отвечает уровню самой Академии, но есть и другой важный момент, который нельзя упустить: ошеломляющие объемы продаж. Зарабатывание денег на летней выставке никогда не было главной целью Королевской академии. В первую очередь, она преследует интересы представить современное искусство в наилучшем его проявлении, ознакомить посетителей с наиболее сильными работами как профессиональных, так и начинающих художников, а также собрать средства на обучение молодых художников. Для организации выставки Академия имеет бесконечный перечень спонсоров и партнеров, которые считают высокой честью поддержать это мероприятие. Поэтому высокие продажи стали прекрасным дополнением к идеально организованной выставке. Согласно приблизительным подсчетам, на протяжении летней выставки было продано свыше 70 % представленных работ (стоимостью от 200 до 92 000 фунтов стерлингов). Кроме этой цифры, стоит обратить внимание на разнообразные принты (гравюры по дереву, металлу, литографии, офорты, различные виды печати фотографий, авторские техники и другое). Зал, в котором были размещены принты, пестрел красными пятнами, которые кричали о многократных продажах: некоторые принты были проданы более, чем по 90 раз (стоимостью от 400 до 1000 фунтов стерлингов каждый).
Принять участие в ежегодной выставке может любой художник. И не важно, какого возраста, национальности, стиля и т.д. Когда комиссия выбирает работы для выставки, они даже не объявляют имена авторов, т.е. процесс отбора происходит полностью исходя из качества и идеи произведения.
Условия участия появляются на сайте Академии www.royalacademy.org.uk в декабре-январе. Комиссия принимает работы в оригинале в помещении Академии на протяжении двух — трех дней в апреле. За две недели авторы забирают непринятые работы. А счастливчики, чьи роботы прошли конкурс, приглашаются на торжественное открытие выставки в начале лета. За каждую работу платится взнос в 12 фунтов стерлингов, которые не возвращаются, даже если работа не отобрана для участия в выставке. Все организационные вопросы удобно и быстро решаются по электронной почте или по телефону (ехать в Академию не обязательно). А вот сами работы рассматриваются только «вживую» в определенные дни — необходимо везти лично или курьером.