Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Встреча на «Экваторе»

В Киеве открыт новый театр
8 декабря, 2004 - 20:44
ПОСЕТИТЕЛИ-МОДЕЛИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ ИЗУЧАЮТ БУКЛЕТ МЮЗИКЛА «ЭКВАТОР»

Идея создания первого в Украине полнобюджетного мюзикла бродвейского образца «Экватор» принадлежала американскому бизнесмену Алану Холли из команды Кэмерона Макинтоша (продюсер легендарных «Кошек», поставил 30 мюзиклов и именно так заработал свое состояние). Партнер с украинской стороны — продюсерский центр «АРТ-проект», возглавляемый Сергеем Герасимовым. Именно он был выбран потому, что Герасимов предложил американцу грамотную стратегию, которую не нужно было дорабатывать. До того, как начать работу в Украине, Алан Холли долго изучал российский шоу-бизнес. И в итоге решил вложить деньги в украинский продукт. Хотя он предпочел не пояснять глубинную причину своего решения, вполне вероятно, его насторожило то, что в российской столице мюзиклы на пике популярности и что едва ли не каждый пытается заработать в этом бизнесе. Действительно, за несколько лет по количеству мюзиклов Москва догнала Берлин и Париж, поставив девять шоу (хотя, конечно, до 42 мюзиклов Нью- Йорка еще далеко). Впрочем, если анализировать бродвейский опыт, то вложенные миллионы при успешном шоу возвращаются через три месяца, а далее мюзикл начинает приносить прибыль, порой миллиардную. В полном соответствии с этим бюджет самых успешных московских мюзиклов исчисляется миллионами долларов — от $2 млн. («Метро») до $11 млн. («42-я улица»). Все они, как по кальке, были срисованы с западных оригиналов. Исключением стал лишь «Норд-Ост», созданный по роману В. Каверина «Два капитана». Именно этот мюзикл стремительнее всех набирал обороты, но террористический акт на Дубровке обрек проект на финансовый крах. Это повлияло и на посещаемость других мюзиклов Москвы. Закрылась «42-я улица» Бориса Краснова, позже — «Чикаго» Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова. Бюджет украинского мюзикла был сопоставим с московскими. Однако об успехе продюсеры могли бы говорить тогда, когда продали бы 170 тысяч билетов по средней цене $15. В этом случае их затраты окупились бы через два-три театральных сезона. Московские продюсеры Вайнштейн и Краснов считают, что у украинских «первопроходцев» есть пять лет, чтобы повторить опыт и поработать над ошибками. Ровно столько времени понадобится, по их мнению, на то, чтобы рынок стал насыщенным и началась жесткая конкуренция.

Пока прошел ровно год с того момента, как 31 октября 2003 года состоялась громкая премьера первого отечественного мюзикла «Экватор». В годовщину проекта представляется уместным поинтересоваться, как же сложилась судьба мюзикла и его продюсера.

Ни для кого не секрет, что огромные капиталовложения в этот проект коммерчески себя не оправдали. Ни для кого не секрет и судебная тяжба между Театром оперетты и продюсерским центром «Арт-проект», возглавляемым Герасимовым, за часть имущества мюзикла, таинственным образом пропавшего в недрах Театра оперетты, на сцене которого мюзикл хотел прописаться на несколько сезонов. Также ни для кого не секрет ошибки и просчеты продюсерского центра, приведшие (в силу неопытности и слепой веры «добрым советчикам» из творческой среды, охотно слетевшимся на шальные деньги) к тому, что финансовый успех проекта оставлял желать лучшего, несмотря на то, что его посмотрели более 17 000 киевлян и гостей столицы.

«Однажды великосветская дама спросила у Пикассо, о чем он думает, когда рисует. Художник ответил: «Мадам, я не думаю, я — волнуюсь». Простите за параллель, но, принимая решение, я не сидел за калькулятором — мне стало просто интересно взяться за это дело. Это как войти в новую воду. Продюсировать традиционный концерт мне неинтересно. Потому что я не люблю поверхностности. А мюзикл — это фундаментальная форма. У нее особая сила. Ведь средства воздействия мюзикла мощнейшие: синтез ритма, вокала, хореографии, зрелищности, внутренней пластики и завершенности действия. Американцы — законодатели жанра — толк в нем знают, и, думаю, способны уберечь нас от ошибок. А они неизбежны, и применение шаблонов обычного предпринимательства в сфере шоу-бизнеса может оказаться недостаточным. Тут, надеюсь, сработает эрудиция нашего партнера Алана Холли. Так что провал маловероятен. Тем не менее, все риски мы с партнерами взяли на себя, и никому, кроме нас, убытки не угрожают».

Сергей ГЕРАСИМОВ
Журнал «Комп&ньоН», №42 (350)
17—23 октября 2003

Я не случайно решила перечислить все негативы, накопившиеся вокруг этого беспрецедентного проекта, часто и в основном злорадно обсуждаемые СМИ. А именно потому, что говорить о его беспрецедентности заставляет уже не прошлое мюзикла «Экватор» и скандалы вокруг него, а его настоящее.

А настоящее продюсера Сергея Герасимова и его детища состоит в том, что в конце ноября открыт новый театр — Музыкальный театр «Экватор», а с ним и реабилитирована когда-то популярная среди авангардной публики площадка ДК им. С.П. Королева (на улице Василенко,15) на 1000 мест (!).

Герасимов, будучи профессиональным бизнесменом, дебютировавшим в роли продюсера — не разочаровался (и не обозлился, что мы часто наблюдаем среди творческих людей), а нашел в себе моральные и материальные силы не только продолжить жизнь мюзикла, но и создать на его основе целый театр, а вместе с ним и целую творческую лабораторию: уже подписан контракт на создание детского мюзикла, налажены связи с Москвой и Санкт- Петербургом в плане гастролей мюзикла. Наведены мосты с известными мюзикломанами-продюсерами, такими, как баронесса Катерина фон Вальдек (именно она привезла в Москву «Метро», «Notre Damme De Paris» и «Ромео и Джульетту», а вместе с ними и моду на мюзиклы). Придумана и осуществлена идея Театральной гостиной — места, где публика перед спектаклем могла бы насладиться атмосферой театрального бомонда. Наконец, освежен зал ДК им. Королева с помощью простейших чехлов на зрительских креслах и корабельных парусов, украсивших стены, зал и фойе оборудованы высококлассным световым и звуковым оборудованием, сценическими спецэффектами. Даже вкручены лампочки во все фонари на площади перед ДК. А рейсовые маршрутки, следующие мимо ДК им. С.П. Королева, снабжены табличками «ЭКВАТОР». В результате в день открытия театра и презентации Театральной гостиной были замечены: Михаил Воронин с женой, Александр Злотник с маленькой дочерью, Александр Вратарев, известный дизайнер головных уборов, Светлана Сорокина, ректор Киевского университета технологий и дизайна, неизменный поставщик эксклюзивных тканей из натурального сырья для коллекций известнейших украинских модельеров (Оксаны Караванской, Александра Гапчука, Анны Бабенко, Дианы Дорожкиной, Александра Моняка, Алексея Залевского), Татьяна Костенко — директор Днепропетровской ТМ «Ветер моды», с легкой руки которой первая Театральная гостиная нового театра была посвящена теме вечерних туалетов, предназначенных для походов в театры и на концерты, и названа «Ветер моды на Экваторе». Искушенной киевской публике было предложено открыть новые имена в мире моды, посему организаторы предложили молодым дизайнерам и торговым маркам Украины принять участие в этом променаде. На 2000 кв.м фойе ДК им. С.П. Королева фланировали модели около 20 молодых дизайнеров. Причем каждый из зрителей мог сфотографироваться с понравившейся моделью-артистом, разгуливавшим прямо среди публики, насладиться живым джазом, пообщаться, и лишь затем отправиться в зрительный зал смотреть мюзикл «Экватор».

«Ставка на новые имена — стратегия проекта. «Экватор» для нас — только начало. А в будущем мы собираемся формировать новую формацию артистов, которые смогли бы работать в мюзиклах. Для этого необходим сплав великолепных вокальных данных, хореографической подготовки и актерского мастерства. И мои продюсерские амбиции — поспособствовать изменению климата в украинском шоу-бизнесе, чтобы зрителю наконец-то стало интересно посещать концерты отечественных исполнителей, и отечественные мюзиклы в том числе. Кроме того, есть и прагматичные мотивы. Я понимаю, что Леонид Агутин, допустим, спел бы партию Миклухо-Маклая роскошно — он такой же обаятельный «бродяга», как и наш главный герой. Но сложность в том, что у «звезды» много разных дел, а в мюзикле нужно работать по твердому графику: каждую неделю в течение многих месяцев. И к тому же «звезда» запросила бы огромный гонорар. Это не значит, что бюджет не позволяет. Просто на первом проекте я предпочитаю быть разумно экономным. В следующем мюзикле, возможно, будет другая стратегия, рассчитанная на звездный состав».

Сергей ГЕРАСИМОВ
Журнал «Комп&ньоН», №42 (350)
17—23 октября 2003

Молодые же и талантливые исполнители «Экватора» прекрасно прижились на новой сцене, которая, по словам продюсера Сергея Герасимова, возможно, станет стационарной. А пока юные артисты играют и творчески растут (например, Юрий Ковальчук (Маклай) поступил в консерваторию, а Татьяна Либерман (леди Маргарет Робертсон) принимает участие в отборочных турах Евровидения), создатели мюзикла корпят над версией кабаре- мюзикла (для многочисленных корпоративных вечеринок, ночных клубов и т.д., заказы на которые сыплются со всех сторон), продюсер отправился в театры столицы. Там он будет в роли обыкновенного, но уже профессионального зрителя смотреть спектакли молодых украинских режиссеров, прислушиваться к музыке, написанной молодыми украинскими композиторами, присматриваться к сценографии, созданной молодыми украинскими художниками… Глядишь, и предложит кому-то из них контракт на создание нового мюзикла или музыкального спектакля. На этот раз наверняка коммерчески успешного, ибо, по словам Сергея Герасимова, он очень многому научился и сделал огромное количество выводов и теперь во всеоружии приступит к делу.

«Жизнь на затухание — не по мне. Уехать на острова, вяло поддерживать свой бизнес и пить водку — занятие скучноватое. Главное я усвоил от отца: никогда ни в чем не вини другого. Все, что с тобой происходит, поразительным образом похоже на тебя самого. Поэтому исхожу из того, что судьба закономерна. Ее благосклонность однозначно приму, но жить предпочитаю сообразно собственным намерениям и стараниям».

Сергей ГЕРАСИМОВ
Журнал «Комп&ньоН», №42 (350)
17—23 октября 2003

Итак, публика может прийти в новый театр 11 декабря, а нас с вами я поздравляю с появлением настоящего продюсера, вышедшего не из недр творческой среды (?!), а из бизнеса (что радует, обнадеживает и дает повод к размышлениям). Может, действительно у нас наконец появился новый Дягилев или Терещенко?

Ольга СТЕЛЬМАШЕВСКАЯ. Фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ