Пятый международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» был посвящен 135-летию Одесского русского драматического театра и 15-летию со дня рождения А. П. Чехова. Форум собрал тринадцать театров из восьми государств, выступавших на четырех сценических площадках — Русском театре, Украинском театре, Болгарском культурном центре и Еврейском культурном центре (всего зрители увидели шестнадцать спектаклей, а еще четыре постановки были показаны в Ильичевске). Выступили театральные коллективы: Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Вены, Вильнюса, Таллинна, Тбилиси, Кишинева, Еревана, Херсона, Перми, Якутска и Одессы.
— Фестиваль был посвящен 135-летию Русского театра в Одессе и стал самым масштабным за всю историю существования. Спектакли практически всегда проходили при полных аншлагах и были очень тепло приняты публикой, — говорит один из организаторов фестиваля директор Одесского русского драматического театра им. А. Иванова Александр Копайгора. — За время феста наш театр принял более 300 гостей из театров Украины, ближнего и дальнего зарубежья; количество зрителей, посетивших спектакли, подсчитать просто невозможно, так как на большинстве спектаклей зрителей было больше, чем мест в зрительных залах: многие смотрели спектакли стоя. А сколько положительных эмоций и ярких театральных впечатлений подарил фестиваль городу!
Гости — критики и режиссеры, оценивали работу своих коллег. Специалисты единодушно дали самую высокую оценку спектаклю «Калека с Инишмана» (автор комедии — М. Мак Донах) в постановке лауреата Национальной российской театральной премии «Золотая Маска-2010» Пермского театра «У моста». Режиссер — художественный руководитель театра Сергей Федотов. Спектакль был дан на малой сцене в Еврейском культурном центре.
«Яркие, сочные образы, даже в эпизодических ролях», — делились впечатлениями критики, а некоторые актеры выразительно работали даже... кончиками ушей.
Постановки проходили три раза в день. На дневной сцене фестиваля в этом году происходили настоящие открытия. Премьера свежеиспеченного моноспектакля «Крысолов» по Александру Грину, поставленного режиссером Дмитрием Богомазовым Киевским театром «Вільна сцена», поразила не только оригинальностью использования современных технологий, но и напряженной, пронзительной, искренней игрой Александра Форманчука (актер киевского Театра им. И. Франко). Спектакль стал одним из самых ярких событий фестиваля.
— Мы назвали спектакль «3D», но оставили книгу, — говорит режиссер, руководитель театра «Вільна сцена» Дмитрий Богомазов, — Суть сюжета в том, что есть люди, которые уязвимы, потому что у них есть совесть, есть чувства, есть обязательства — и есть крысы, которые не люди... у них нет ни совести, ни чести, они могут воровать, зарабатывать нечестным трудом деньги. Сейчас время крыс — и это очень прямое послание. Будьте внимательны — те, за кого вы собрались голосовать — это крысы или люди — в этом надо разобраться.
Жанр «Крысолова» определен так: «3-D книга по рассказу Александра Грина». Художник-постановщик Александр Друганов нашел удивительный прием создания сценографии на глазах у зрителя — актер в белых одеждах на фоне белого занавеса оказывается под лучом проектора, и крестик курсора очерчивает вокруг него других персонажей, окна, арки, двери. Художник Александр Чаморсов рисует во время спектакля фломастером на маленьком мониторе, тут же стирает нарисованное, видоизменяет его.
Большое впечатление на критиков произвел спектакль «Одесса» Театра Драхенгассе из австрийской столицы Вены. Авторы пьесы — Регина Штейнметц и Уве Брее. На сцене мы видим женщину и мужчину (актеры Фелиция и Герхард Дорфер), сидящих за столом. Люди пожилые. Они читают письма, адресованные друг другу, и разговаривают между собой. Пятьдесят лет назад, в сорок пятом, в Вене, советский офицер-летчик Борис и австрийская девушка Хана страстно любили друг друга. Потом, конечно, пришлось расстаться, но память о своей любви они хранили эти полвека. И вот теперь он пригласил ее в свою Одессу. И любовь вспыхивает вновь.
Еще один фаворит публики и критики — спектакль «Дачный Театр Антоши Чехонте», основанный на ранних рассказах А.П.Чехова. На сцене русской драмы эту работу представлял Мелиховский театр «Чеховская студия». Руководитель постановки — Владимир Байчер.
— Актеры мелиховской труппы донесли удивительное ощущение чеховской ауры, — говорит московский критик Алексей Шаповалов. — Здесь главная изюминка — нюансы актерской игры и живое актерское взаимодействие.
Завершился фестиваль спектаклем Русского драматического театра Литвы (г. Вильнюс) «Сволочная любовь». Его поставил Агнюс Янкявичюс по инстенизации Марюса Марцинкявичуса повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Образ деспотичной бабушки виртуозно сыграла Инга Машкарина. Переполненный зал Одесского русского театра долгой овацией благодарил артистов и всех создателей спектакля за то, что они заставили зрителя сопереживать.