На открытии фотовыставки «Були деньки», посвященной двадцатилетию легендарной группы «ВВ», негде было яблоку упасть! В пятницу в киевской галерее Bereznitsky Gallery Kiev-Berlin собрались партнеры, коллеги, друзья, журналисты и фаны, хотя и было анонсировано, что с поклонниками Олег Скрипка & Ko будут встречаться во все следующие дни экспозиции фотовыставки, которая будет продолжаться до 19 ноября... Вот и получалось, что одну и ту же работу смотрели сразу несколько пар глаз. Соответственно, у каждого возникали свои ассоциации. Фома с «Мандрів» пристально рассматривал снимок «В начале звездного пути» (1988 г.) и вспоминал: «Впервые услышал о «ВВ» в восьмом или девятом классе. В конце 80-х это была очень модная группа, как и, конечно, теперь. Тогда я уже играл на гитаре и подумывал стать музыкантом. Стал им в известной степени благодаря Олегу, на концерты которого постоянно ходил». Музыкант и переводчик Виктор Морозов с началом звездного пути группы ассоциирует «Червону руту-89», где она стала лауреатом: «Выступления «ВВ», сестрички Вики и «Братів Гадюкіних» (исполнение песен на суржике в стиле панк и хард-рок) стали настоящим событием! О них сразу заговорили. Помню, когда какое-то время жил в Канаде, даже туда доходили слухи. А мой тамошний знакомый, известный художник Тарас Полатайко, одну из картин которого купил сам Бил Гейтс, всегда пополнял свою фонотеку новыми альбомами «ВеВешников». «Мы объехали уже 12 стран мира и могу сказать, что повсюду украинская молодежь знает и слушает команду», — добавляет телеведущий, автор проекта «Дорогами українців» Василий Илащук.
Выставка «Були деньки» насчитывает 200 работ, «наиболее раритетная» из которых датируется 1987 годом. По большей части авторы снимков, отображающих ранний период творчества, неизвестны, а остальные — популярные фотографы Киева, Харькова, Москвы, Петербурга, Парижа... На снимках: музыканты — вместе и поодиночке, в Украине и за границей, за работой и на отдыхе... Вот оригинальный бас-гитарист Саша Пипа. Вот непосредственные барабанщик Сергей Сахно и гитарист Евгений Рогочевский. А это — харизматичный Олег Скрипка.
В галерее начали перешептываться. За мгновение все телекамеры сосредоточились у входа. То ли это профессиональное чутье, то ли информированность, но через несколько минут действительно появился главный «ВеВешник». «Как возникла идея фотовыставки? — уже с порога начал он отвечать на вопросы. — Зафиксированные на снимках эмоции живут долго. Таким образом, мы хотели вернуться в воспоминания и посмотреть по- новому на то, какими были: от той первой встречи (я с Сашей Пипой и экс-«ВеВешником» Юрой Здоренко познакомились в 1986 году в общежитии Киевского политеха) и до наших дней». «Какое фото самое дорогое? Они все памятные. Разве что могу выделить одно из первых — черно- белое, которое кажется абсолютно неприметным: это наше выступление на кинофестивале «Молодость» в 1987 году», — продолжал Олег.
Кроме открытия фотовыставки, состоялась презентация одноименного альбома, который создавался все эти 20 лет! По словам Олега Скрипки, «Були деньки» — это своеобразный ретроспективный взгляд на историю группы. Такая фантазия на тему, как бы могла звучать группа в 80-е, если бы в Советском Союзе был капитализм с элементами тоталитаризма.
«Воплі Відоплясова» пытались записывать песни так, как будто в 80-е были американские гитары, классные барабаны и возможность поехать поработать на какую-то из лондонских студий — то есть все то, что недополучили люди, которые тогда увлекались роком. Музыканты несколько идеализируют особый романтический привкус, настроение и энергетику тех времен. Некоторые из песен, вошедших в новый альбом, группа предложила в акустическом исполнении. Фактически ее эпохальная история началась с «Пісенькі», более известной под названием «Чи у клюбі рок». «Були деньки» также созданы Олегом еще в армии и впервые сыграны в Москве, где и записаны французской фирмой на альбом-винил «Рок навколо Кремля» (1988 г.). Сразу на эту композицию отсняли клип «Від Леніна до Ленона». «ВВ» исполнили и «Політичний рок», который приобрел огромную популярность во время оранжевой революции, перед тем прокомментировав скороговоркой: «Здесь собираются 22 ноября отмечать политическую годовщину. Ну что же, история опять дает двузначный урок, но нам рта не закрыть, и мы играем политический рок!» Танцевали, правильнее сказать, топтались на месте или пританцовывали все (танцевать просто было негде). Каждой композиции бурно рукоплескали. Точно так же мое поколение приветствовало своих кумиров, которые ездили за ними по фестивалям «Червона рута», «Тарас Бульба», «Оберіг», «Рок-екзистенція» и даже приглашало кое-кого из них в пластовые лагеря. Многие из тех команд принадлежат к тому бурному времени конца 80-х — начала 90-х. А «Воплі»... Издание альбома за альбомом. Организация «вулиць», вечерниц и аутентичной свадьбы, наконец, «Країна мрiй», выступления в московских и питерских ночных клубах, участие в рок-концертах... «Воплі...» как допинг для всех — для своих фанов разных поколений, политиков... и даже коллег-музыкантов.
«Парни классно работают, — делятся впечатлениями братья Капрановы из агентства «Зелений пес». — А Скрипка! Сколько у него сил и энергии! А как заводит публику! Харизма! Я такое выступление видел только у короля блюза БиБи Кинга в Москве: он вышел, взял первые аккорды — и зал замер, зал — его! Помним, не менее энергетичный концерт «Воплі» сыграли в Москве в 1995 году. Накануне весь город был завешен плакатами «Легенда украинского рока». И мы пришли в ночной клуб «Не бей копытом», где они должны были выступать. С собой у нас была книжечка с текстами всех их песен. В том сборничке, изданном на плохонькой бумаге, не было никаких исходных данных — такой себе самиздат, который распространялся среди украинцев Москвы. «Простите, вы «Воплі»? — спросили у нас (оба одели вышиванки). И вот вышли «Воплі»... Одна песня. Другая. И публика завелась: танцевала, прыгала, кричала: «Уже сьогодні середа» и «Он был простой, но гордый парень. Юра — фамілія Гагарін». Это был такой колоссальный эмоциональный взрыв! Конечно, туда пришла вся московская рок-тусовка. Когда концерт закончился, два рокера нам сказали: «Да, московские команды отдыхают...»
«Безусловно, «ВВ» — оригинальное явление, — подытоживает директор творческого агентства «Арт-Велес» Тарас Грымалюк. — Эта группа уже вошла в историю украинского рока и не только. Есть немало талантливых команд, но они работают где- то в полистилистике. А «Воплі Відоплясова» смогли создать собственную маленькую музыкальную культуру, замешанную на украинском фольклоре, юморе как идеологии и панк-роке европейского формата».