Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Я не люблю консервативных женщин»

Оксана Караванская о приметах, собственном образе и индустрии моды
10 октября, 2006 - 19:31
ФРАГМЕНТ КОЛЛЕКЦИИ ОКСАНЫ КАРАВАНСКОЙ

Ее имя хорошо известно в нашей стране и за ее пределами. Круг ее клиентов — элита. Но ни малейшего намека на звездную болезнь у нее нет. Она непринужденна и легка в общении, а ее вещи всегда женственны и элегантны. Кроме того, ее считают старожилом украинского «модного» рынка, ведь недавно она отпраздновала десятилетие основания своего бренда. Несмотря на то, что родилась она на Киевщине, прежде всего ее позиционируют как львовского дизайнера, а с другой стороны — хотя она давно получила признание и славу в столице, во Львове ее до сих пор не воспринимают серьезно. Впрочем, покидать уже родной город Льва одна из самых известных украинских дизайнеров Оксана Караванская не собирается, рассказала она в интервью «Дню».

— Откровенно говоря, вашу юбилейную коллекцию многие представляли в этнических мотивах. Тем более что накануне у Львова был тоже юбилей...

— На самом деле я до сегодняшнего дня не могу понять, почему меня называют «этническим» дизайнером. Все вышивки, которые я использую, никогда не были аутентичными. Я всегда их трансформировала на современный лад, оставляя только технику производства. И, кстати, в этот раз в коллекции было много вышивки в украинских мотивах.

— Когда вы готовите коллекцию к очередному показу, вся одежда попадает на подиум?

— У нас большой отсев, который иногда происходит во время показа. Кстати, так же было в этот раз. Просто я посмотрела на модель и сказала: снимай, пойдешь в чем-то другом. У нас на фирме раньше выносить одежду даже считается плохой приметой. Остается пять дней до показа, одежды нет... А швеи себе тихонько скрыли и не несут мне до последнего, знают, что я могу взять в руки ножницы и переделать, или вообще снять модель. Поэтому и показывают за день до отъезда, и чистка происходит непосредственно перед выходом...

— Коллекция вышла легкой и романтической. А в финале вы вышли в джинсах и кроссовках...

— Знаете, это у меня такой фарт. Впервые, когда я приехала в Киев, очень переживала. Настолько сильно, что выпустила из виду свою собственную одежду, и вышла в джинсах и футболочке. А когда уже второй раз приехала, вообще произошла смешная история. Я спланировала себе пристойный выход, попросила маму вытянуть из шкафа белые штанишки, cшила красивую рубашку... А когда уже перед выходом оделась, увидела огромные глаза девушек. Я к зеркалу, а штанишки короткие, и как лосины, обтягивают. Как впоследствии выяснилось, мама решила их постирать, вот они и сели. Уже ничего не оставалось, как во второй раз выйти в джинсах и футболке. А в третий раз пришли организаторы «Сезонов моды» и сказали: «Люба, ты уже создала свой образ и должна его придерживаться». На десятилетие я все же решила, что могу позволить себе выйти в чем-то элегантном. С утра упаковала мешочек с одеждой, и назначила два ответственных за него человека. Но пакет забыли в машине, и вместо того, чтобы переодевать манекенщиц, перед показом искали мою одежду.

— А вообще у вас много одежды?

— Мне очень удобно в том плане, что я могу взять что-то из коллекции. Но, к сожалению, шить для себя практически нет времени. На самом деле, когда я делаю одежду для кого-то или шью коллекцию, мне не жалко ни сил, ни времени. А когда для себя, то начинаю думать, что вот пока я выдумаю что-то, пока сделаю... Проще пойти и взять уже готовое — я имею в виду, из своих коллекций.

— Как вы считаете, что значит следить за модой?

— Лично я уже много лет придерживаюсь мнения, что главное не мода, а чувство стиля. Мы, дизайнеры, декларируем моду, но не нужно забывать, что это бизнес. Поэтому каждые полгода должны создавать что-то новое. Но будем реалистами: не каждая женщина имеет возможность успевать за нашими изменениями и метаморфозами. Поэтому удачно купленные вещи, которые уже не очень модные, можно просто обновить аксессуарами.

— Изменилась ли за 10 лет клиентка Оксаны Караванской?

— Наверное, она стала несколько выразительнее, и все. Мое отношение к женщинам, которые носят мою одежду, такое, как и к себе самой. Например, когда я что-то делаю, то постоянно задаю себе вопрос: я бы это одела? Вообще я уважаю клиентов, которые не боятся экспериментировать, и тех, которые не боятся, когда на них обращают внимание. Я очень не люблю консервативных женщин. Я понимаю, что есть определенный статус, который к чему-то обязывает, но если кто-то это правило придумал, то почему его нельзя перепридумать и трактовать в соответствии с настоящим временем? С другой стороны, никогда не нужно забывать, что ты женщина, и не стесняться этого даже когда идешь на переговоры с серьезными мужчинами. И та, которая об этом постоянно помнит — это моя клиентка.

— А были случаи, когда вы отказывали клиентам?

— Да, бывали. Сейчас их меньше, но у меня в свое время было много шишек от того, что я не находила общего языка с человеком, но все равно соглашалась работать. И в конце концов получалось негативно и для клиента, и для меня самой. У меня есть даже комната, которая называется «Музей дурости Оксаны Караванской». Я не отдаю неудачные вещи человеку, оставляю их себе и анализирую ошибки. Но сейчас таких случаев практически не бывает. По-видимому, наступил тот период, когда я понимаю, что мы не найдем общего языка, я вижу, что это не моя клиентка. В таких случаях я говорю: «Простите, я не ваш дизайнер». И это, наверное, то единственное, что у меня есть от звездной болезни...

— Вас в свое время приглашали работать в Париж, почему вы отказались?

— Это было не совсем предложение работы, мне просто предложили показать там свою коллекцию. Но есть такое правило шоу-бизнеса — если ты показываешься в Париже, то, логично, тебе нужно собирать свои чемоданы и переезжать туда насовсем, чтобы чувствовать тамошнюю атмосферу. Но много лет назад я сделала для себя вывод, что не смогу жить за границей. Это, возможно, несколько амбициозно звучит, но я украинка, и женщины, для которых я работаю, тоже украинки. И понимать лучше, чем их, я не смогу никого.

— Но все равно, иметь показы в Париже — это очень престижно....

— Я понимаю — это правила игры. И особенно я это почувствовала, когда ездила с серией показов по Америке. В Нью-Йорке очень интересные баеры были готовы покупать мои вещи себе в бутики, но спросили, имею ли я показы в Париже или Милане... Я говорю, что не имею, а они ответили, что когда исправите это, тогда и будем сотрудничать. Для них это правило, это фишка. И если они берут продавать одежду из Европы, она обязательно должна пройти через мировые столицы моды. Поэтому мы с мужем, который к тому же является и директором моего бренда, решили, что лучше строить и достигать всего на родине. Но в то же время мы поняли, что в Украине не действуют какие-либо правила международного рынка и вообще нет такого понятия, как индустрия моды.

— Когда вы начинали работать, то поняли, что «модной» индустрии в Украине нет вообще. Что изменилось за 10 лет?

— На самом деле украинская мода понемногу развивается, но не в тех масштабах, в которых хотелось бы. Очень медленно заявляются баеры, которые пока работают очень дешево. Я думаю, это дело времени. Вообще, как работают украинские бутики? Есть владелица, которая садится в самолет и летит на показы в Милан. На свое усмотрение решает, что должны одевать украинские женщины, и заказывает это на складах или же в мульбрендовых бутиках. Ее анализ базируется на том, что у нее больше всего покупают в магазине, но опять же покупают только то, что она привозит. Профессионалов, которые в этом действительно хорошо разбираются, мало.

— А когда вы впервые попали на киевские «Сезоны моды»?

— На самом деле меня постоянно туда приглашали. Какое-то время я упиралась, но последней каплей стал показ во Львове в 99 м году. Вообще-то львовскаяпресса меня не очень воспринимала, но это, наверное, был самый интересный показ за всю историю Львова, он назывался «Пятая стихия». Было много сценических эффектов: дождь падал, ветер дул, пламя вспыхивало. А на финальную часть мы взяли в аэропорту напрокат огромный вентилятор, расчищающий снег. И каждая из проходивших девочек бросала туда по горсточке перьев. Вентилятор начинал потихоньку работать, а мы все утешались, что очень красиво получается. Но когда он разошелся и эти перья развеяло до двадцатого ряда, мы поняли, что не все так просто... На следующее утро вышла очередная львовская пресса с заглавиями «Жаба в пір’ї». Терпение лопнуло, и я решила попробовать поехать в Киев. Это был переломный момент в моей «модной» деятельности. Мою коллекцию «Осень — зима-1999» признали открытием сезона. С того времени я стала регулярно возить в Киев свои коллекции.

— Почему вы до сих пор не переехали в столицу?

— У меня есть надежда, что во Львове когда-то все изменится. Тем более, там налажена система производства, да и атмосфера для творчества намного лучше. Но на самом деле большую часть времени я провожу по делам в столице.

— Как вы считаете, объединение «Киевского подиума» и «Сезонов моды» пошло на пользу украинской индустрии моды?

— Как по мне, объединить их — это очень положительное решение. Например, мне было тяжело делать каждый раз две коллекции. Ведь «Сезоны» поставили условие, что я не могу показывать одну и ту же коллекцию и там, и там. А когда дизайнеры опять объединились, выиграли все. Во- первых, опять заработало мощное дизайнерское ядро, и сейчас видно, кто есть кто. А во-вторых, на самом деле это положительно влияет на саму «модную» индустрию и ее развитие. Хотя, возможно, несколько тяжелее стало работать молодым дизайнерам.

— У вас есть женская, молодежная, детская, вскоре выйдет еще и мужская линия одежды. А над созданием массовой коллекции вы не задумывались?

— На самом деле это очень сложный бизнес. И дизайнеров, которые могут создавать массовые коллекции, можно пересчитать на пальцах. Ведь здесь нужно иметь хорошее профессиональное чутье. Когда я шью на манекенщицу — это одно, а когда я должен сделать то, что будут носить как минимум десять женщин, и на каждой это должно хорошо выглядеть — совсем другое. Должны быть профессионально разработаны пропорции, грамотно построены лекала... Но главная проблема в том, что нет связи между теми, кто хотел бы купить, и теми, кто хотел бы продать.

Татьяна КОЛЕСНИЧЕНКО, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ