Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Я тебя люблю... я тебя тоже — да!

Украинская публика вспомнила творчество Сержа Гензбура
9 ноября, 2004 - 20:11

Отбушевал фестиваль имени Сержа Гензбура (организаторы — Посольство Франции в Украине, французский культурный центр, «Артхаус Трафик» и Национальная киностудия имени А. Довженко) в трех украинских городах: Киеве, Одессе и Харькове.

Серж Гензбур (1928—1991) является типичным l’enfant terrible (ужасный ребенок) французской культуры (корни — одесские, «первое имя» — Люсьен Гинзбург, Серж, как и Джо Дассен — сын эмигрантов). Он представляет собой гротескное воплощение богемы: успешной и порочной, безумной и ироничной, творящей и вытворяющей.

Фестиваль открылся фотогалереей. Ее главный действующий персонаж — лицо Гензбура. Его длинноносая физиономия на грани уродства, преображена внутренним светом азарта. Поэтому вычурная красота его подруг — знаменитых актрис и певиц — не заслоняет своеобразия Сержа. Все эти пары выглядят как серия «Красавица и чудовище», однако «последнее» вызывает гораздо больший интерес в силу недюжинного таланта и обаяния.

Певец, композитор, актер, режиссер, художник — в любой своей ипостаси он разрушал многочисленные табу, выворачивая наизнанку как себя так и свое окружение. Разумеется, не без личного удовольствия. Свое кредо он сформулировал в фильме «Я вас люблю» таким образом: «Другие поют о надеждах, я — о безнадежье. И делаю это забавно. Многим нравится». В последнем пассаже — его главное «слабое звено». Несмотря на провокационные выходки (и художественные и не очень) — он всегда желал нравиться публике. Гензбур подчинял свою жизнь формуле «успех—провал» и умело действовал вопреки мнению о его «абсолютной маргинальности». Так, он совершил точный музыкальный ход, переведя стилистику своих песен с вальсоподобного французского шансона (тон которому задала великая Эдит Пиаф) на американские ритм-энд-блюзовые рельсы. И написал один из самых успешных альбомов на французской эстраде.

Теперь, что касается фильмов. Я посмотрел два.

Первый — «Я вас люблю» с Катрин Денев в главной роли (1980). Сюжет: героиня меняет без видимых причин своих мужей, которых в результате набралось аж пять «штук». Из этой чехарды и состоит ее существование. Самый «мерзкий тип» — Гензбур, играющий себя. И выдающий время от времени собственные жизненные установки, вроде приведенной выше.

В картине раздражает часто повторяющийся обрыв сцен «на полуслове». Сплошная нарезка, как в сериале. Только что Денев сидит с одним из своих кавалеров — продавцом книг, как она уже с певцом, а еще через пять минут — с соседом, как будто он появился из шкафа, точно в анекдотах. Как высказалась одна из зрительниц: «Создается впечатление, что это монтаж разных картин...»

Другой фильм — «Я тебя люблю... я тебя тоже нет» (1976). В названии — фраза Гензбура в адрес Бриджит Бардо после проведенной с ней ночи, когда под утро она начертала на стене признание в любви, а Серж так остроумно на него ответил. (Вот так и довели Бардо разные мужики до того, что она предпочла в конце концов заниматься животными).

Сюжет: два мусорщика не очень традиционной ориентации. «Не очень», потому что один из них внезапно влюбился в девушку из провинциального кафе. Второй заревновал. Девица, дабы «воодушевить» любимого, вступает с ним в «содомскую» связь. «Голубой» ревнивец чуть не задушил находчивую девицу в ванной. В силу слабой заступнической реакции ее парня на попытку убийства — они ссорятся. Мужская часть любовного треугольника удаляется. Девица — падает на дорогу с криком : «Я не то хотела сказать...»

Суть такого рода французских сюжетов — найти здоровое начало в пороке. Этим началом является любовь. Затрепанная, но вечно актуальная рифма «ламур — тужур» прозвучала даже в одной из кинопесен Гензбура. За кадром звучит и его самый ударный хит — «Я тебя люблю... я тебя тоже нет».

Сценарий — остроумен. Фильм снят в духе маргинальной урбанистической поэзии: можно красиво показывать влюбленную парочку в самосвале среди гор мусора. Помочившись на которые (демонстрирование «справляния нужды» Гензбур любит не меньше современного панк-писателя Владимира Сорокина), можно рассказать философскую теорию о человеческих отходах. Такую близкую панк-движению и декадансу...Но сделан фильм отлично. Это мастерская работа Гензбура-режиссера. Если и не шедевр, то близкая к этому вещь.

Что касается музыкального наследия Гензбура, то его голос и манера поведения на сцене напоминают Владимира Высоцкого. Отсюда и не слишком большой успех группы SCENIC RAILWAY, исполняющей репертуар мастера и давшей концерт в одном из павильонов киностудии им. А. Довженко.

Все вроде ничего, а не берет. Похлопав, публика вежливо стала растекаться. Но это и понятно — кто может спеть Высоцкого адекватно? Без ТАКОГО голоса и артистического обаяния любая копия выглядит малокровной.

В целом мероприятие получилось запоминающимся. Родина предков Гензбура достойно почтила память одного из своих сыновей (хоть и дальних), разделив восторг от успехов «ужасного дитяти» с его настоящей мамой — Францией.

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ