— Все началось сравнительно недавно. На нашем складе скопилось много янтарных пластинок. Они используются в ювелирном производстве, но именно тогда лежали без надобности. Вот и возникла у меня идея выложить портрет Тараса Шевченко. Сказано — сделано. Взяла основу и начала пластинками выкладывать портрет. Работа эта сложная и очень кропотливая. Янтарь нужно подобрать по оттенкам, при этом ни на минуту не забывать о сходстве с оригиналом. Первый портрет из янтаря понравился, и вскоре как из рога изобилия посыпались заказы. Как правило, в отличие от других художников-портретистов, я не вижу своих героев и не могу их заставить часами позировать. На фабрику привозят фотографии, на основании которых и делается портрет. Я использую технику флорентийской мозаики. Берутся пластины разных оттенков, шлифуются и начинается создание портрета. Так при создании портрета Леонида Кучмы был использован янтарь самых разных оттенков, в том числе даже серо-голубой — для глаз. Самое сложное в создании образа — найти отправную точку, от которой и нужно начинать работу. Это может быть какая-то особая примета, например, родинка или бородавка. Бывает, что именно поиск этой отправной точки и является самым сложным в создании портрета. Так было, например, при работе над образом спикера Александра Ткаченко. Очень сложно было найти выражение лица. Все, кто видел уже готовый портрет, говорили: «Он у тебя чересчур добрый получился». А я позднее увидела по телевизору репортаж о том, как Александр Ткаченко приехал домой к матери. Он сидел с ней, и его обычно достаточно суровое лицо было каким-то удивительно добрым и умиротворЮнным — прямо как на моЮм портрете.
Работать над созданием янтарных портретов очень тяжело, но интересно. Ты всматриваешься во внутренний мир своих героев и переносишь его на портрет. К примеру, так получилось при создании одного из самых любимых моих произведений — портрета ливийского лидера Муамара Каддафи. Это настоящий мужчина, гордый боец, многое переживший. Его лицо как бы прокалено ветром пустыни.
Что касается самих янтарных портретов, то они, похоже, входят в моду. Кроме государственных деятелей, наших и зарубежных, заказывают и изображения совсем уже неизвестных мне людей. В принципе ничего особо сложного и супер дорогого тут нет. На один портрет уходит, как правило, несколько сот грамм янтаря, при цене 4-5 гривен за грамм. Ну и плюс работа.
Для нашей фабрики, которая находится, мягко говоря, в очень стеснЮнных обстоятельствах, это возможность заработать. Портреты — конечно, интересный вид искусства, но от них начинаешь уставать. Мы весьма активно работаем с янтарЮм и кроме множества традиционных изделий, вроде ожерелий, колец и серЮжек, стараемся делать совсем нестандартную продукцию. Так, недавно изготовили пробную партию янтарных шахмат. Получилось красиво, но очень уж дорого. Делаем стопки из янтаря. Хотим попробовать оправлять янтарь в золото. Вот это будет интересно.
Вообще-то янтарь — камень мягкий, легко поддающийся обработке, но очень непростой. Когда с ним работаешь, он забирает энергию: бывало, заканчиваешь рабочий день совсем без сил. Когда же одеваешь, например, янтарные бусы, то ощущаешь прилив энергии. Камень отдаЮт свою силу. А вообще хочу сделать настоящий янтарный ларец, чтобы было как в сказке.
Ольга Баранова — фанатик своего дела. Она искренне и бескорыстно любит его. Что же касается портретов из янтаря, то она вряд ли скоро сможет бросить их создавать. Этот вид искусства всЮ больше входит в моду. Вот и сразу после нашей беседы главный художник Ровенской янтарной фабрики начала новую работу — принесли заказ из Средней Азии.