По словам представителей администрации Украинского дома, ежедневно в течение 10 дней (с 26 сентября по 5 октября) фотовыставку «Дня» посещало около 200—300 человек, а в выходные эта цифра вырастала до тысячи! Десятая юбилейная фотовыставка «Дня» прогнозировано вызвала интерес прежде всего среди молодежи. А это для «Дня» принципиально.
— Важно, что молодежь, благодаря нашей фотовыставке, имеет возможность создать в своем сознании образ Украины, — отметила Лариса Ившина в частном разговоре с гостями выставки.
Действительно, всеукраинский масштаб выставки, разнообразие представленных работ, неоднозначность и пестрота украинского мира, который она описывает, дают фотовыставке «Дня» право заявить о себе как об украинском соответствии World press photo. Такую мысль в своем комментарии выразил заместитель главного редактора журнала Photographer Александр Жилин. Это оценка профессионала. А что касается тех, кто воспринимает нашу выставку на уровне, скорее всего, эмоциональном?
БЕЗ ФОТОГРАФИИ ЖИЗНИ НЕТ
Наталья Стыценко, работает в ресторанном бизнесе.
— Без фотографии жизни нет, — говорит она.
Эта реплика вызывает удивление, ведь совсем не совпадает с ее, так сказать, профессиональной историей.
Фотографируя наиболее удачные, по ее мнению, изображения на пленочную мыльницу («На память», — сентиментально комментирует она), Наталья рассказывает, что также увлекается фотографией. Правда, на бытовом уровне. А среди представленных работ ей больше всего нравятся детские, ведь они создают хорошее настроение.
Фотограф-любитель Татьяна снимает в основном пейзажи и архитектуру. Обещает, что в следующем году обязательно примет участие в фотоконкурсе «Дня».
— Прекрасные сюжеты, прекрасная фотография, и что важно — сделанная не только профессионалами, но и любителями. Она отражает быстротечные моменты жизни. Именно такие выхваченные милисекунды мне и нравятся. Поражают также те фотографии, где изображается сегодняшний день, например, наводнение в Западной Украине. Хотя здесь фотографу надо знать предел. Ведь его работа не должна выходить за рамки такта и корректности.
Корректным следует быть также, пытаясь «подцепить» на объектив моменты политической жизни страны. Так считает Эдуард Де, парикмахер, который живет в Лондоне, но волею судеб, находясь в Украине, оказался среди гостей нашей фотовыставки.
— Фотография всегда имеет свой подтекст, в том числе и политический. Так же как и текстовой материал. Фотографией, так же как и текстом, можно ввести читателя в заблуждение, — убежден он.
Госслужащий Янис Песиголовец, который на выставку попал также случайно, прежде всего обратил внимание как раз на изображение политиков. Особенно на те, где государственные мужи в необычной обстановке. Таких картин его рабочие будни, очевидно, ему не дарят.
Несмотря на то, что каждый из политиков, кого застигли врасплох фотовспышкой, оказался ему незнакомым, так же как и язык подписей под фотографиями, индонезиец с очень сложным именем не смог пройти мимо фотовыставки «Дня».
— Эти фотографии меня действительно поразили, — делится он своими впечатлениями. — Я не понимаю тех слов, которые написаны под изображениями, но они сами по себе многое о чем говорят. Это как универсальный месседж.
НУЖНО ВСТАВАТЬ И ИДТИ
В субботу гостями выставки стали режиссер Олесь Санин и известный оператор Сергей Михальчук, которые часто работают в кинематографе вместе. «День» спросил у творцов кино, чем они занимаются сейчас и поинтересовался впечатлениями от выставки.
— Сергей, скажите, в Папуа-Новой Гвинее уже успели побывать? Вы когда-то говорили о том, что изображения в National Geographic именно этой страны подтолкнули вас к тому, чтобы начать заниматься фотографией.
С. М. — Еще не успел. Зато в Латинской Америке был.
— Вы вместе собирались издать фотоальбом «Хлеб». Когда он увидит свет?
О. С. — Как только пройдут все годовщины Голодомора, сразу начнем.
С. М. — Но мы уже кое-что отсняли.
— А кто автор фотографий?
О.С. — Сергей. Я занимаюсь концепцией и текстами. Книга будет совместная. Там есть еще много поисковой работы. Мы в этой книге двигаемся методом кино. Есть сама фотография, а есть история к ней. Я больше работаю с историей. Может, будут еще какие-то архивные материалы. Но не хочется, чтобы она была перегружена, чтобы истории рассказывали сами изображения. Это очень важно.
— Насколько тесно связаны фотографии и видео. Это же визуальные виды искусства. Что их объединяет?
С. М. — Это абсолютно разные вещи.
О.С. — Потому что кино — это искусство драматическое, а фото — изобразительное. Они имеют различную природу. Но, разумеется, фотограф и оператор — люди родственные, потому что они думают об изображении.
С. М. — И о технологиях.
О.С. — Конечно, камера есть камера, но природа — разная, и путать их нельзя. Очень часто бывает так, что сюжет можно высказать только с помощью языка подвижного изображения, а фото — это мгновение. И в этом — его ценность. Бывает так, что фотография теряет... Фотограф был на событии, что-то снял, но фотография не стала предметом искусства.
— Все-таки работа репортера и фотографа, который занимается художественной съемкой, разная. Сергей, вы никогда не пробовали себя в амплуа репортера?
С. М. — На самом деле, нельзя говорить, что репортаж — это не искусство, а то, что снимается в студии — искусство. Это значительно более широкие понятия. Репортаж, т.е. документальная фотография — это просто другой вид творчества. И это не значит, что то, что сейчас принято называть «гламуром» и является настоящим искусством. Это очень спорное мнение. Репортажная сюжетная съемка предусматривает фиксирование действительности, течения нашей жизни.
— У вас не возникала идея участвовать в нашем фотоконкурсе?
С. М. — Мы просто занимаемся своей работой. Это состояние нашего сознания. Я участия в конкурсах никогда не принимал. Принимали участие только наши фильмы.
О.С. — Если для человека самоцель — приз в конкурсе, то это немного не та история. И, честно говоря, это всегда видно по работам.
С. М. — Такие фото имеют какую-то конъюнктуру внутреннюю...
О.С. — Когда произведение существует, оно может жить своей отдельной жизнью, играть в конкурсы. Для фотографии печать в изданиях — это промоция. Но нужно очень осторожно относиться к этому. Особенно издателям, потому что даже профессиональные издания, которые печатают фотографии, часто искажают их настолько, что они абсолютно теряют свою ценность.
Бывает так, что момент сам по себе интересен — смешно изображены какие-то лидеры или какие-то действующие лица. Но только они в таких фотографиях и интересны. Возможно, кто-то и становится чемпионом потому, что заснял нож в спине президента, но это редкие случаи. Это не школа, и к этому стремиться не нужно.
С. М. — Это коммерция.
О.С. — Понятно, что таких фотографов ценят редакторы в изданиях за то, что они успели попасть в правильное время и в правильное место. Но это уже немного другой жанр. Такие выставки должны проходить отдельно.
— Относительно вопроса корректности. Здесь есть фото, касающиеся наводнения в Западной Украине, грузинского конфликта. Где здесь грань, и насколько для фотографа важно ее ощущать?
С. М. — Каждый определяет грань сам в зависимости от своего воспитания, мировоззрения. Как правило, если человек тактичный и деликатный, он не будет снимать в той ситуации, когда она может повредить людям психологически.
— Это режиссерства также касается в определенной степени?
О.С. — Да, есть момент, когда любое изображение для художника в широком понимании — это поступок, это его отношение к тому событию, куда он попал. Это очень важно. В фотографии может быть боль, радость, что угодно. Но этим единственным снимком нужно рассказать о сути самой истории, сути человека, передать соответствующее настроение. Это как раз большая магия фото. Это мне и нравится. Мы с Сергеем часто специально куда-то едем, чтобы поснимать. Ты начинаешь жить правдой, ощущать правду жизни, потому что, скажем, игровое кино, которым мы занимаемся, коммерческое или музыкальное видео настолько спрогнозированы, что ты теряешь момент трепета. Я стараюсь это уловить, но оно все равно становится очень синтетическим. Поэтому нам очень нравится путешествовать, переживать неожиданные ситуации. Мы не можем снять кино в силу тех или иных причин. Но это не снятое кино для нас — в фотографиях. Это наши истории, и это суть фотографии сегодня.
— Вы употребили понятие «правда жизни». Можно ли ее ощутить на фотовыставке «Дня»?
О.С. — Да. У каждого автора есть свой подход. Ты не просто смотришь на фотографию. Хочешь ты или не хочешь, ты сканируешь самого автора — что ему интересно, какие у него увлечения. Ты себе представляешь его возраст, пол, профессиональные возможности, даже то, как он может выглядеть. Ты рисуешь его портрет, даже если он ему не отвечает, то, что вы увидели на снимке, таким он и есть на самом деле. Здесь есть еще один важный момент, который отличает авторов, особенно сейчас, — это момент выбора. Есть несколько фотографий с фактически одинаковым сюжетом в одном и том же месте, но они совсем разные. На больших выставках, например, «World Press Photo» бывают почти одинаковые фотографии. Но одна получает первый приз, а другая не становится искусством.
С. М. — Особенно на войне.
О.С. — Фотографы фиксируют Божье мгновение. Это целая магия. Раньше этот процесс был еще связан с химией. Люди, которые с этим живут, привносят в фотографию не только композицию, кадр, но и дух. Поэтому ты не можешь объяснить, почему тебе нравится фотография. Понятно, что специалист разберет ее по элементам, но когда ты все эти элементы вместе соберешь, у тебя не получится то же самое. Этим и ценна фотография, этим ценен автор. Поэтому он снова берет фотокамеру, снова выходит и просто идет снимать, чтобы почувствовать это мгновение. Он зависим от этого. Это очень хорошая зависимость. Зачастую фотографы — очень интересные люди. Они бывают закрытыми, повернуты в технологическую сторону, часто они специфически ведут себя. У репортеров — свои тусовки. Когда-то один фильм изменил наше с Сергеем отношение к будущему. Мы были школьниками в областном центре (но все равно — провинциальном), Луцке. Мы посмотрели фильм «Сальвадор» о репортере, который был на войне и для себя выбирал — спрятаться или снять момент расстрела людей. И он видел, как пуля летит ему в камеру, а значит, и в него. И он все-таки выбрал снять этот момент. Я понимаю, что такие люди существуют, и они есть здесь. Это вершина профессии. Я очень благодарен «Дню», что он обращает на это внимание. Сейчас очень мало изданий, которые так ценят фотографию. Часто — это просто иллюстрация какого-то события. В «Дне» к фотографии отношение, как к самоценной истории. Конечно, это наивысший пилотаж. Для меня это одно из наилучших изданий.
— Благодарим за эти слова. И в завершение: когда вы были гостем «Дня» весной нынешнего года, тогда съемки картины «Кобзари», над которой вы уже достаточно давно работаете, еще не начались. На какой стадии находится процесс сейчас?
О.С. — Сейчас продолжается подготовительный период: шьем костюмы, подбираем актеров, ищем место съемки.
— Сергей, вы будете оператором?
С. М. — Да.
О.С. — Кроме этого, мы еще многим занимаемся. Когда-то я думал, что это ужасный недостаток — заниматься не чем-то одним. Мне казалось, что это едва ли не измена. А творческий процесс — он на самом деле иной. Этот фильм — часть нашей жизни. Придет время, и мы появимся на площадке и сделаем все для того, чтобы все было наилучшим образом. Мы мечтаем об этом, и сейчас у нас период «влюбленности»: мы ищем, как бы это сделать, как это рассказать. В другой жизни у нас есть семьи, какие-то интересы, путешествия, куча планов. Кино — это такая сфера неопределенная. Невозможно что-то спрогнозировать. Никогда не знаешь, кого ты встретишь на пути, но если просто сидеть и ждать, к тебе может никто не прийти. Нужно вставать и идти.
САМАЯ НАСТОЯЩАЯ ОХОТА
В отличие от этих кинематографистов, главный оператор «Укртелефильма» Александр Скударь, щедро сдабривая фотовыставку комплиментами, рассказал, что, по его мнению, фото и видео очень связаны между собой.
— Основа операторского мастерства — это фотография, — заявляет он.— Раньше на операторский факультет принимали (и в Киеве — в Карпенко-Карого, и во «ВГИК» в Москве) только с фотоработами. Потом тебе давали фотокамеру на один день с пленкой и отправляли в город на какое-то событие. Только 36 кадров, из которых потом нужно было выбрать 4—5, на суд комиссии.
Сейчас аппаратура позволяет значительно больше, чем раньше. Раньше фотокорреспонденту было очень сложно. Сейчас фотоаппарат работает, как автомат. Проще поймать нужные интересные моменты. Обратите внимание: когда на какой-то пресс-конференции Президент или премьер, например, поднимает руку или делает какой-либо минимальный жест, то сразу начинают интенсивно щелкать фотоаппараты. Фотокорреспонденты — как волки — сидят и наблюдают, выжидают. Репортаж — это самая настоящая охота. Тем более, что фотоаппаратура сегодня это позволяет.
Бильд-редактор по профессии и доцент Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Елена Полищук считает, что украинской прессе в целом сегодня не хватает «ловких охотников» и качественного фотоматериала:
— Прессе не хватает ежедневной работы с фотографиями. Я хочу видеть проблемы в фотографиях. Качественной фотографии не хватает почти всем изданиям. И как читатель, я это хорошо чувствую. Часто фотография не соответствует тексту. Конечно, она может быть самодостаточной, но для этого необходимо работать с авторами и искать новые имена. Я ежегодно вижу выставку, и я благодарна «Дню» за такую акцию. Но мне очень бы хотелось видеть и те работы, которые не отобрали. Как это ни удивительно. Мне нравится идея сделать раздел, посвященный детским работам. Здесь есть искренность, ассоциации и... фотографии. Дети, несмотря на возраст, ощущают пространство, композицию, даже идею. На мой взгляд, в первую очередь, выставка должна отображать проблемные вопросы. Потому что для журналистики принципиально, прежде всего, то, чем страна живет сейчас.
Традиционно в последний день фотовыставки мы подвели итоги голосования аудитории. Приз зрительских симпатий получила... сентиментально-тоскливая работа «Встретились два одиночества» Ольги Николаевой. Также в список фаворитов гостей выставки вошла работа Руслана Канюки «Я всё это время думал только о тебе» и «Утро в селе» Юрия Калыняка. Среди участников голосования «День», также традиционно, провел розыгрыш годовых подписок на газету.
Один из победителей, частный предприниматель Андрей Котельнюк, радуется:
— Очень приятно, что мы попали на выставку хотя бы в последний день. Еще и подписку выиграли! Меня поразило то, что на самом деле детская выставка не очень отличается от взрослых фотографий. Я сам увлекаюсь фотографией. Фотографирую... котов. Возможно, приму участие в конкурсе в следующем году. Я считаю, иногда изобразительный материал в газете даже важнее самого текста. Он о многом говорит. Мне кажется, что и фотографы, и те, кто пишет тексты, — в одинаковой степени журналисты.
Учитывая количество посетителей фотовыставки «Дня», немало оказалось тех, кто захотел высказать свое мнение об увиденном.
КОММЕНТАРИИ
Людмила ГАРАРУК, ювелирный дом «Гарарук»:
— Мы изготовили для конкурса ювелирное украшение «Золотой «День». Мы не согласовывали дизайн, не решали вместе с главным редактором Ларисой Ившиной, что это будет за украшение. Нам полностью доверяли. Мы создали золотой круг с диафрагмой внутри. Это очень важная деталь, похожая на глаз. Это глаз, видящий то, чего не видят другие, останавливающийся на тех событиях, мимо которых проходят другие. Я думаю, что фотограф, получивший этот кулон с бриллиантом (в украшении 17 граммов золота и бриллиант высокого качества), хотя и не носит обычно бриллианты, но этот кулон должен будет носить, потому что это не роскошь, а знак отличия его талантливого поступка.
На выставке очень много людей. Очень приятно, что это событие нашло отклик у аудитории, это значит, что люди уважают организаторов и их работу.
Виктор ГАРАРУК, ювелирный дизайнер, автор дизайна Приза призов «Золотой «День»:
— Я знаю, что у фотоаппарата есть объектив, а у объектива — диафрагма. Диафрагма звучит лучше, чем «затвор», потому что затвор может быть и военным, и фотографическим. А диафрагма звучит даже как-то сексуально...
На выставке меня поразило несколько вещей. Что касается трагических, связанных с наводнением или войной, то к этому я был готов. Меня поразило то, как постарел Брайан Мей, гитарист группы «Куин» (одна из конкурсных фотографий изображает участников легендарной группы. — Прим. «Дня»). Сама выставка очень познавательна. «Ящик» столько не дает, сколько дают эти отобранные, отфильтрованные мотивы и сюжеты со всей Украины.
Меня поразило количество людей. К нам столько не приходит... Очень много молодежи. Своего сына я сюда не смог затянуть (ему 11 лет, но он уже очень занят), но купил фотоальбом, чтобы он увидел эти фотографии. Возможно, он посмотрит и также захочет стать фотографом.
Владимир ШЕЙКО, менеджер по коммуникациям и связям с медиа, «Британский совет»:
— Сотрудничество «Дня» — ведущей ежедневной всеукраинской газеты, прикладывающей огромные усилия для интеллектуального и творческого воспитания нашего общества, и «Британского совета» — международной организации, имеющей великие традиции поддержки творческих инициатив по всему миру, просто не могло не состояться. Мы искренне рады, что уже не один год имеем возможность насладиться творчеством участников конкурса, работы которых — правдивое, точное и яркое отражение окружающего мира. И если в повседневной суматохе наш взгляд может пропустить действительно важные вещи вокруг нас, то фотовыставка «Дня» — шанс в совершенстве разглядеть уникальные и трогательные моменты и надолго запомнить их.
Желаем организаторам и участникам конкурса творческого вдохновения, мастерства и умения видеть необычное в обычном. Надеемся, что этот конкурс и в дальнейшем будет сплачивать вокруг себя неравнодушных и творческих личностей. Благодарим газету «День»!
Яна БОЙКО, менеджер по связям с общественностью, Vision TV:
— С газетой «День» мы работаем уже почти год. Журналисты газеты были одни из первых, кто заинтересовался деятельностью нашей компании, и захотели донести информацию о нас всем своим читателям. Кроме этого, авторитетное мнение газеты повлекло в дальнейшем за собой множество статей и в других изданиях. За это мы им искренне благодарны.
Благодаря таким мероприятиям не только мы, партнеры фотоконкурса, обращаем свое внимание на проблемы и действительность сегодняшнего времени, но и вся общественность. К сожалению, каждодневная суматоха и неимоверный ритм жизни не позволяет иногда даже остановиться и оглядеться, просто чтобы заметить опавшую листву и приход осени. В то время как фотография в силах сделать невозможное — остановить время, замедлить его ход, позволив нам еще раз насладиться образами, удивиться переменам, задуматься над происходящим, а иногда и умилится.
Павел ГУДИМОВ, руководитель холдинга «Гудимов арт проект»:
— Газета «День» давно освещает события, организованные культурным холдингом
«Гудимов арт проект». И сейчас мы решили нанести «ответный удар» — поддержать талантливого человека в его начинаниях и газету «День» в ее благородной миссии.
Нас объединяет любовь к фотографии. «День» проводит свой конкурс, а мы издаем серию книг «Украинская фотография» и показываем лучших украинских фотографов.
Все, кому не безразлична эта тема, должны прикладывать максимум усилий, чтобы вывести достойных авторов к своей аудитории.
Читайте газету «День», наслаждайтесь работами ее фотокорреспондентов и будьте оптимистами!
Наталия ЯКОВЕНКО, руководитель отдела рекламы АБ «Киевская Русь»:
— С газетой «День» мы знакомы около года. Для нас это не просто поддержка фотоконкурса — это возможность помочь развитию фотожурналистики и искусства фотографии в Украине. Поскольку подобные проекты создают здоровую конкурентную среду для их участников, а следовательно, создают почву для их профессионального совершенствования и развития.
От имени АБ «Киевская Русь» поздравляем газету «День» с 12-й годовщиной и желаем как можно больше таких ярких проектов и талантливых участников, а также читателей, способных оценить профессионализм сотрудников газеты и информативность вашего издания. Участникам конкурса искренне желаем вдохновения и профессионального развития, ведь развиваясь сами, вы развиваете и искусство фотожурналистики в Украине.
Александр ЖИЛИН, заместитель главного редактора журнала«Photographer»:
— Мы сотрудничаем с газетой «День» уже третий год и рады, что общение наше позитивное и конструктивное.
Фотоконкурс газеты «День», фактически, является проектом, сходным с несуществующим «УкрПрессФото», поэтому, учитывая его уникальность и раскрутку, нам весьма интересно как освещать его, так и общаться с участниками на протяжении длительного временного отрезка.
Организатором — терпения и выдержки — благородное дело требует этих качеств; участникам — удачных фототрофеев, не пропустить последний день отправки работ и, главное, не бояться конкурировать с «суперпрофиками»; читателям — строить Европу в Украине, начиная с себя и своей семьи.
Влад РЯШИН, продюсер, председатель Совета директоров группы компаний «Стар Медиа»:
— Сегодня фотография — неотъемлемая часть человеческой жизни, цветная иллюстрация радости, переживаний, незабываемых эмоций. Покупая утреннюю газету, пробегая глазами по первым заголовкам, взгляд цепляется за фотографии. Можно долго и талантливо рассказывать о происшедшем событии, но только снимок может усилить или ослабить ощущение от прочитанного. Газета «День» всегда славилась своими фотоработами, и организация международного фотоконкурса еще раз подчеркивает высокий профессионализм и вкус создателей газеты, ее журналистов и фоторедакторов. Со своей стороны компания «Стар Медиа» благодарит главного редактора газеты «День» Ларису Ившину, за доставленное удовольствие от прекрасной возможности еще раз прикоснуться к волшебному миру удивительного искусства—искусства фотографии.