Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Юные музыканты - в гостях у Айвазовского

11 сентября, 2002 - 00:00

Воистину неистребимо человеческое стремление к прекрасному, совершенному, возвышенному, благодаря чему возникают и осуществляются порой весьма необычные культурные проекты. Ну, киевлян-то в этом плане энтузиазмом отдельных жителей столицы не удивишь: мы как-то уже и попривыкли к международным музыкальным конкурсам и фестивалям, красочным вернисажам и необычным театральным представлениям. И иногда с некоторым удивлением осознаем, что и остальные сорок пять миллионов жителей страны желают не только как можно скорее создать своим трудом рыночную экономику, но и заполнить неизбежно возникающий при этом вакуум в сфере духовной жизни. Именно этим, видимо, объясняется «парад» музыкальных конкурсов и фестивалей, организованных в последние годы во многих городах Украины. И если их проведение в таких признанных музыкальных центрах, как Одесса, Львов, Донецк, Харьков, вполне закономерно (и уже традиционно), то появление на «музыкальной карте» державы еще одного регионального «центра притяжения» молодых дарований в этой области классического искусства заслуживает особого внимания.

Вот уже девятый (!) раз в очаровательной курортной Феодосии, на берегу лучезарного Черного моря, которым бредят киевляне в слякотные зимние дни, проведен детский музыкальный фестиваль «В гостях у Айвазовского». Юные пианисты, скрипачи, «духовики» из Москвы, Львова, Киева, Харькова и, конечно, Крыма десять дней концертировали и совершенствовали свое профессиональное мастерство в классах феодосийских музыкальных школ под руководством известных педагогов. Значение мастер-классов в каникулярный период трудно переоценить: дети с энтузиазмом совмещают полноценный отдых на берегу моря с профессиональным общением со сверстниками и их творческими наставниками — представителями разных школ, не обремененных в это время «конвейерно-производственными» задачами рутинного учебного процесса. Да и сама идея фестиваля (дети ведь приехали в гости к Айвазовскому!) как бы уже обязывает «приподняться» над уровнем чисто сыгранных пассажей и корректно исполненных этюдов. Чего стоит только концерт в Картинной галерее И. Айвазовского: музицирование в окружении роскошных полотен гениального художника — это, конечно, впечатления на всю жизнь (и для детей, и для взрослых).

Не беда, что занятия в условиях тропической жары порой вынужденно проводились в пляжных костюмах и заканчивались купанием в море. С позиций педагогической науки — это даже большой плюс: не только морская вода, но и «море» положительных эмоций для ребенка — безусловное благо, возможность совместить активный отдых и не менее активную познавательную деятельность. И, видимо, не случайно многие дети проявили весь свой творческий потенциал: их выступления отличались артистизмом, творческой свободой, юношеским темпераментом (которых иногда непросто добиться в «домашних» условиях).

Решающее условие успешного проведения фестиваля — всемерная поддержка со стороны мэрии Феодосии, городских властей, а также ряда благотворительных фондов (феодосийцы не жалуются на отсутствие меценатов) — в частности, фондов В. Крайнева (Харьков) и В. Спивакова (Москва). Фестиваль, безусловно, заслуживает и большего внимания со стороны Министерства культуры и искусств Украины — не только в финансовом плане, но и по линии чисто моральной и государственно-статусной поддержки фестиваля и его организаторов, которые ежегодно проводят огромную работу.

Киев в этом году на феодосийском фестивале был представлен фортепианным классом преподавателя Киевской средней специальной музыкальной школы им. Н. Лысенко, заслуженного работника культуры Украины Наталии Гридневой. Ее ученики исполнили на фестивальных концертах сочинения Шопена, Листа, Моцарта, Грига, Рахманинова, Прокофьева, Якушенко и других авторов. Особенно приятно отметить, что все концерты (и не только киевлян) проходили с неизменным аншлагом. Внимание публики, концертная практика — одно из важнейших условий профессионального роста юных музыкантов.

— Для меня очень важными были непосредственные творческие контакты с коллегами-музыкантами из разных регионов страны, с москвичами, с харьковчанами, — говорит Наталия Гриднева. — Ведь творческая конкуренция среди музыкантов — важный стимулирующий фактор в работе и педагогов, и учащихся. Мы обсуждали репертуарные вопросы, много спорили о проблемах интерпретации сочинений тех или иных стилистических направлений. Очень ярких детей представил Фонд В. Спивакова — это лауреаты международных конкурсов Павел Теребиленко (балалайка), Виктор Рекало (виолончель). Замечательно выступила талантливая юная пианистка Валерия Мирош (Керчь). А душой фестиваля был директор Харьковской средней специальной музыкальной школы, заслуженный деятель искусств Украины Валерий Алтухов — художественный руководитель фестиваля, человек, воистину одержимый искусством вообще и музыкальным — в частности. Однажды в Феодосии, просто на улице, он услышал игру на дудочке маленького мальчика, которого тут же и пригласил учиться в Харьковской спецшколе. Теперь имя талантливого кларнетиста Михаила Гайдука уже достаточно известно в среде профессионалов.

Запомнилось трогательное отношение к юным музыкантам со стороны дирекции Картинной галереи им. И. Айвазовского: только им (и никому более) разрешается раз в году, во время фестиваля, выступить с концертами в зале самой Галереи. В этом году состоялись четыре таких концерта, каждый из которых — это незабываемые впечатления и у выступавших детей, и у их педагогов, и у публики.

Евгений КУРЫШЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ