Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Западня для власти

Молодой театр «откликнулся» на революцию. С помощью Шиллера
27 апреля, 2005 - 20:48
ЕЛИЗАВЕТА (ЛИДИЯ ВОВКУН) / МАРИЯ (РИМА ЗЮБИНА)

Киевский академический Молодой театр при поддержке «Гете-института в Киеве» и Фонда «Украина-3000» Катерины Ющенко представили премьеру спектакля в постановке Станислава Моисеева «В моем конце — мое начало…» по мотивам драмы Фридриха Шиллера «Мария Стюарт».

Для Украины этот спектакль принципиален по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, в репертуаре украинских театров практически нет пьес Фридриха Шиллера, а «Мария Стюарт» последний раз ставилась у нас около полувека назад. Спектакль киевского Молодого театра вернет этот превосходный текст современному украинскому зрителю. Вторая причина, конечно, существенней: сама идея постановки. Замысел, сценический эскиз и план будущего спектакля возникли в начале осени 2004 года, накануне выборов, повлекших ряд исторических для Украины событий. Борьба власти с оппозицией в период проведения выборов была настолько непримиримой, а методы давления столь циничны, что театр не имел права не замечать этого и отмалчиваться. Текст «Марии Стюарт» Шиллера неожиданно оказался предельно созвучен нашим гражданским переживаниям. Его размышления о природе власти, ее жестокости и коварстве уже не воспринимались как отвлеченные философствования. И на первый план в спектакле выдвинуты именно политические аспекты шиллеровской «Марии Стюарт». В спектакле конфликт Марии и Елизаветы — не просто соперничество двух незаурядных женщин, но диспут об этических принципах власти. Имеет ли право лидер государства утверждать свою волю аморальными тираническими средствами? Где проходит граница между эгоизмом и политической целесообразностью? Не является ли насилие, насаждаемое политическими лидерами, западней для них самих?

Даже в декорациях использованы узнаваемые знаки оранжевой революции, в частности, щиты с граффити, которыми был усеян весь Майдан. Но спектакль Станислава Моисеева — не только публицистика, но и психологическое исследование. Классические формы психологического театра соединены здесь с острой формой политического зрелища.

Валентина КАЙСТРО, специально для «Дня». Фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ