Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заплаканный экран

24 января, 2007 - 19:52
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ВАВИЛОН»

Режиссер мексиканского происхождения Алехандро Гонзалес Инарриту — из тех, кто самым большим сокровищем считает количество слез, пролитых в зале. Но он отнюдь не причастен к производству сериалов, которыми прославилась его родина. Он снимает кино, которое даже в определенной мере считается авторским и интеллектуальным.

Известным его имя сделал фильм «Сука-любовь» (2000 г.). Именно там Инарриту определил несколько безотказных приемов, с помощью которых до сих пор снимает фильмы. Сначала действуют несколько персонажей, вроде бы никак между собой не связанных, но потом их приключения оказываются частями одной истории. В «Суке-любви» и «21 грамме» (2003 г.) сюжетостроительным событием была автокатастрофа. В «Вавилоне» сюжет вращается вокруг ружья, которое, попав в неосторожные руки, наделало много бед в Марокко, США, Японии и Мексике.

При таких коллизиях абсолютно плохих или хороших героев в фильмах Инарриту почти нет, поэтому всем им приходится бороться с глобальной несправедливостью — последствиями несчастной любви, чьей-то безответственности, кризиса веры и т. п. В «Вавилоне» фатум обретает выразительные социополитические черты. Во всем виноват алчный и безразличный Запад, установивший неправедные порядки, от которых страдают чуткие и искренние аборигены Третьего мира. В конце концов, достается и американцам: туристка в исполнении Кейт Бланшетт получает случайную пулю из той самой винтовки, ее муж (Бред Питт), который был при этом, ужасно переживает; на противоположных сторонах земного шара поднимается страшная кутерьма, но для американцев все заканчивается хорошо. В отличие от причастной к инциденту арабской семьи и непричастной, но также несчастной служанки- мексиканки. Изо всех сил, буквально коленом, Инарриту давит на слезные железы актеров и зрителей. Актеры, согласно сценарию, под конец просто заливаются, а вот зрители почему-то нет. Во всяком случае, далеко- далеко не все. Наверное, потому, что тот моралистический пафос, от которого кадр уже просто лопается, вызывает по большей части не сочувствие, а головную боль. Было бы легче, если бы еще актеры плакали, т.е., прошу прощения, играли талантливо — как, например, в «21 грамме». Но ведь там были Шон Пенн, Бенисио Дель Торо, Наоми Уоттс и Шарлот Гензбур — с таким составом хоть плакать, хоть смеяться — все будет хорошо. В «Вавилоне» такого нет. Т.е. слезы есть. А глаз, из которых бы они убедительно текли — нет. Но для режиссера, кажется, даже речь не идет об убедительности. Главная задача — четко определить правых и виноватых. Определили. Ну и что?

Так или иначе, один конкретный результат Инарриту таки получил: «Вавилон» отмечен «Золотыми глобусами», да и на «Оскарах» получит по крайней мере несколько номинаций, а, может, и статуэтку. Киноакадемия любит рюмсанье.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ