Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Запорожский дуб

подрастает в Старой Синяве
25 июля, 2002 - 00:00

Светлой памяти Анастасия Дидук не жалела ни сил ни времени, чтобы возродить, сберечь, приумножить исторические, культурные традиции родного края. Она была начальником райотдела культуры, ушла в небытие в ходе массового культурного мероприятия, днем...

Однако — о ее «собственности», к которой уже идут и едут со всех концов экстрасенсы, страждущие и просто интересующиеся своей историей люди. Женское вокальное трио «Элегия» с Анастасией Дидук во главе отправлялось на фестиваль самодеятельного искусства в Запорожье. Мы уже знали, что весной 1996-го наконец зазеленела одна-единственная из 13 тысяч ветвей того тысячелетнего дуба. Значит, дала и желуди?.. Наши аматоры получили от района наказ: вернуться домой с желудями от умирающей святыни», — вспоминает Иван Козельский о том, как в Старой Синяве появилось единственное продолжение Запорожского дуба. Потому что «привезли много желудей, но только одному удалось дать жизнь».

Хм, где известное Запорожье, колыбель культур различных народов, а где тихая, казалось бы, забытая Богом и людьми Старая Синява, райцентр. Как говорят, на расстоянии метра на географической карте друг от друга эти два различных населенных пункта. Однако нужно знать некоторых старосинявцев. Они всегда воспользуются случаем, чтобы поехать с гостями в Пыляву, за которой среди поля широкого насыпан высокий курган, словно казацкая могила. Здесь Богдан Хмельницкий дал победный бой шляхте.

Вот оно, поле казацкой славы. Крутая лестница ведет на вершину рукотворного кургана, с которого далеко кругом видно. Вглубь и вширь. Как будто опять, как когда-то давно, вступают в поединок мужественные всадники и пешие. Если уж не они сами, то их предки получали благословение с небес, которое витало над тем Запорожским дубом. Тогда это было могучее дерево, и никто, по-видимому, в самых плохих снах не видел ни одной засохшей его ветки.

Они же, старосинявцы-патриоты, мысленно преодолевая далекие во времени и пространстве расстояния, вспомнят множество легенд и фактических подробностей, чтобы убедить, что именно в их крае весьма логическим, закономерным будет прекрасное продолжение тысячелетнего дуба. «Для наших мест, как и для тех, где усыхает чудо-дерево, характерны живописные выходы на поверхность гранитов», — находит новые и новые аргументы Иван Козельский.

А участницы вокального трио «Элегия» Мила Лотышко, Зоя Присяжнюк, Янина Степанишина охотно рассказывают, что якобы экстрасенсы предвидели: если только погибнет единственная живая ветвь Запорожского дуба, Украина потеряет последнюю связь с Космосом. И вот участницы самодеятельности надеются, что уже не потеряет, а даже возобновит «старые» связи: «Вот здесь, в горшочке, растет-подрастает продолжение дуба».

Они вспоминают летописную и устную историю. Мол, летописец десятого века нашей эры Константин Багрянородный оставил сведения о культовом поклонении своих современников священному дубу. Следовательно, дереву не меньше тысячи лет. И теперь тяжело выяснить, где тут миф, где историческая правда, но, как ссылаясь на научные авторитеты, уверяют старосинявские собеседницы, Запорожский дуб — это и есть оно, Мировое Древо, упоминавшееся в древних писаниях. Дуб исцелял больных, одаривал миром и благополучием семьи, давал воодушевление воинам...

После этого возвращаются мысленно в тот день, когда устроили обряд посадки желудей в почву. Там, на кургане за Пылявой, происходило действо. Под высоким куполом синего неба мужчины, женщины прикапывали желуди с обеих сторон крутых ступеней, которые ведут на вершину кургана, а один — в горшочек. Что-то было языческое, древнее в этом их ритуале. И перед ними появлялись, еще долго потом никуда не исчезая, тени забытых пращуров.

Туда же, к месту, где два года назад состоялся этот незабываемый обряд, поехал вместе со вдохновенным краеведом Иваном Козельским и автор этих строк. Мы долго ходили по кургану в надежде увидеть, что среди полыни и ковыля пророс хотя бы один дубок. К сожалению, не увидели. Только посаженный в горшочек желудь пророс и теперь зеленеет листвой на, пока что, тонюсеньком стволе...

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ