Завершился полуфинал седьмого молодежного фестиваля «Перлини сезону». Действо уже традиционно прошло в металлургической столице Украины, почти миллионном Запорожье. Третий год подряд каскад фонтанов «Радуга» проходит тест на прочность, вибрируя под натиском «перлинівських» децибел. Фестивалю семь лет. Здесь стоит сделать небольшой эволюционно- исторический экскурс в становление проекта, который достаточно точно отображает общие тенденции развития украинского музыкального пространства и шоу-бизнеса в целом.
Началось все в 1995 году. Собственно, это позже о «Перлинах» можно говорить как о сугубо музыкальном проекте — вначале в программные номинации входили конкурсы молодых театров, нестарых художников и начинающих журналистов. Впоследствии выяснилось, что театров не так уж и много, и вообще есть сугубо театральные фестивали, художники мазюкают нечто такое, что на голову не налазит, а журналисты как- то органично отпали, профессионально слившись с родными редакциями. Очевидно, свалив на свои неопытные плечи высокую цель помочь всем молодым талантам, организаторы просто не рассчитали собственных сил. «Перлини» оставили только «канонические» номинации: дэнс, поп, рок, украинская народная песня, акустическая музыка, юмор и сатира. Фестиваль проводит четыре отборочных тура в различных регионах Украины и финал в Киеве. Последующий опыт вынуждает отказаться и от такого неуместного размаха, и с 1999 года оргкомитет останавливается на Запорожском полуфинале и традиционном столичном финале. Очередной виток эволюционной спирали окончательно отсекает украинскую народную песню и акустическую музыку, а номинация юмор и сатира трансформируется в отдельный юмористический фестиваль «Диагноз- 32». Народные напевы оставляют ностальгирующим бабушкам и фанатам фольклора, вместо этого летальный исход акустического жанра ставит свой неутешительный диагноз: протест умер, вопить под гитару не стоит... Публика требует современной нагрузки, энергичного драйва и мощного визуального ряда. Сейчас даже Цоя под гитару почти не поют, хотя, как свидетельствует модный московский журнал «ОМ», выходцы из Украины в качестве застольных песен под ту же шестиструнку теперь активно используют репертуар «Океана Эльзи» (кстати, лауреатов «Перлин сезону»).
Итак, «Перлини сезону»-2001. Не утолив творческого поиска, фестиваль внедряет новую номинацию «P. S. Fashion»: показ коллекций одежды молодых модельеров. Жюри конкурса возглавляет столичный дизайнер Алексей Залевский, членами являются Александр Моняк, Елена Ворожбит и Татьяна Земскова. Сразу следует отметить, что невзирая на достаточно интересные коллекции, публика отнеслась к нововведению весьма прохладно. Очевидно, воспитанникам металлургов совсем не по душе всякие дефиляды, что они и не скрывали при помощи выброшенных на сцену бутылок и дружным скандированием о принадлежности к сексуальным меньшинствам моделей-мужчин. Показ проводился между выступлениями певцов и это раскрывало непрерывную энергетику концертов.
Основная музыкальная часть фестиваля ничего революционно нового не открыла. Первый конкурсный день (номинация «дэнс») оказался откровенно скучноватым — украинская танцевальная музыка переживает далеко не лучшие времена. Преимущественно это были хип-хоповые команды, которые отдаленно пародировали своих афро-американских побратимов в широких штанах. В финал вышли только семь групп — количество обусловлено относительным качеством. Следующую поп-номинацию в основном составили сольные выступления девочек, среди которых особых слов заслуживает Евгения Сахарова из Черкасс. Кажется, певица имеет вполне неплохие перспективы. Этот день также запомнился невероятным ливнем, сгоревшим монитором компьютера, вишедшим из строя видеомагнитофоном и концертным пультом, который еще за полчаса до начала шоу находился в разобранном состоянии.
Наибольшие эмоции, как и ожидалось, принес рок-день. Похоже, наши рокеры набирают мощные обороты и вскоре мы будем утешаться новыми отечественными «звездами». Много групп представили действительно качественный продукт. Еще по несколько таких песен и можно будет писать нормальные альбомы, «раскручиваться» и тому подобное. Абсолютно профессионально выглядело выступление киевской формации «Оркестр Янки Козир». Эффективность и фантастическая энергичность солистки, дополненная слаженной работой команды, произвела самое большое впечатление. В результате в финал вместе с Яниной вышли «De Shifwer» (бывшие «Спалахнув шифер»), «ВінС», «Надзвичайні думки» и другие.
Гала-концерт, завершивший «перлинівський» полуфинал, ознаменовался выступлением Ирины Билык, которая почему-то всех убеждала в своей активной жизненной позиции, мол «ще не вмерла...», и прямой трансляцией шоу по УТ-1. Фестиваль закончился. Легко сделать подобную акцию с известными певцами, созвав раскрученных европейских и русских лейблов, намного труднее поднимать нетронутый пласт молодых талантов. «Перлини сезону» пошли вторым путем. А Запорожье благодарит их хотя бы за то, что благодаря фестивалю временно работали фонтаны «Радуга».