Сцена Киевского академического театра драмы и комедии стала своего рода профессиональным стартом для многих молодых актеров и режиссеров. Очередным примером этой объективно позитивной особенности «левобережцев» стала премьера спектакля «Дни пролетают со свистом» по пьесе Николая Коляды «Старая зайчиха». Постановку осуществила студентка V курса Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого Ксения Холоднякова.
С первых реплик актеров некоторые зрители могли узнать уже известный им текст, ведь не так давно театр «Современник» гастролировал с постановкой «Заяц. Love Story» по той же пьесе. Хотя впечатление от просмотра российского спектакля были весьма неоднозначны: некоторые даже отмечали, что качество спектакля оставляло желать лучшего, несмотря на выдающиеся имена (роли исполняли Нина Дорошина и Валентин Гафт).
Спектакль в Театре на Левом берегу Днепра поставлен на малой сцене, что позволяет воспринимать сценическую историю как достаточно интимную вещь. И определение ее жанра как «комедия и драма любви» тоже вполне оправданно: смех сквозь слезы, слезы от стыда за героев и глубокое сожаление, ведь судьба двух неудачников напоминает каждому об определенных «мотивах» в его собственной жизни, — все это заставило зрителя не просто со значительным позитивом воспринять спектакль, но и переживать вместе с героями, сочувствовать их маленьким, но, вместе с тем, достаточно глобальным жизненным трагедиям. И даже иногда грубый и безутешный юмор не вызывает отчуждения, а вносит в эту бессмысленную сентиментальную историю некоторую иронию, характерную для современного мировосприятия.
Итак, в маленьком провинциальном городке встречаются двое (автор текста даже не считает нужным давать им имена): Он (Анатолий Ященко) и Она (Ирина Мельник). Вместе они — бывшие супруги, а поодиночке — актеры- неудачники, за спиной которых — одна любимая роль в спектакле «Зайка-Зазнайка». Герои находят друг друга через 20 лет после развода и осознают, что зря прожили значительную часть своей жизни, но пытаются не потерять веру в себя и чувство собственного достоинства. Он работает «звуком и светом» в провинциальном Доме культуры, а она участвует в корпоративных вечеринках, чтобы подзаработать денег. Причем актриса, как говорится, не очень переборчива, соглашается даже переодеться в чернокожую певицу, якобы приглашенную с гастролями в провинцию.
Все действие происходит в комнате гостиницы — интерьер является намеком на то, что этот город «не испорчен цивилизацией» (сценография и костюмы — Борис Орлов). Телефон-автомат с советских времен, старый вентилятор и другие предметы из прошлого, и на фоне всего этого — белая шуба актрисы и ее бессмысленные «рецепшен» и «сотовый» вносят в содержание спектакля некую парадоксальность.
Спектакль структурирован как совокупность различных по эмоциональной и психологической нагрузке сценических блоков. Сначала — давние обиды и жизненная ирония; дальше — общие воспоминания о лучших актерских мгновениях (все свои реплики из детского спектакля, кажется, актеры помнят до сих пор), а дальше — сожаление по действительно пролетевших со свистом годам и своего рода единение двух затерянных душ...
Кроме того, на протяжении всего действа актеры поют (музыкальное решение — Александр Курий), вспоминают былые времена, пьют водку. И даже тот факт, что приглашение актрисы в роли негритянской певицы — лишь выдумка ее бывшего мужа, не становится для героини большой трагедией, ведь в своей душе она носит груз тяжелее — профессиональную нереализованность, одиночество — самое страшное для настоящего актера.
И несмотря на некоторую жалкость героев и стыд за них, спектакль «цепляет» своей добротой и заставляет воспринять человеческую трагедию в философском контексте. Ведь в жизни важно все: и, казалось бы, никому не нужный жук, приползший к героине в поиске приюта, и сентиментальные воспоминания об общих счастливых минутах, и хотя бы ничтожная возможность изменить обычный ход событий.
Как обычно, все проходит — и никакое портфолио или статус «реально заслуженной» не защитит от бесславной и одинокой старости, а корпоративные вечеринки и заработки — лишь суета рядом с возможностью иметь возле себя хотя бы одну родную душу.