Представленная экспозиция — первая в рамках проекта «Український наїв ХХ століття», разработанного как серия художественных акций и открытых лекториев для расширения рамок восприятия украинского наивного искусства. Название выставки взято со слов французского писателя и критика Луи Арагона о художнике Анри Матиссе, который «сохранил солнце для молодежи» в трудные времена. И в самом деле, работы непрофессиональных художников написаны преимущественно в жестокие 1920-е, голодные 1930-е, военные 1940-е годы, однако преисполнены они разнообразием красок и мотивов.
Анализируя полотна Панаса Ярмоленко и Марии Примаченко, художник Арсен Савадов рассказал, что для достижения подобного осмысления нужно обладать культурным опытом и наследием нации: «Произведения Примаченко говорят о том, что идеологические программы, в частности ужасные марксистские, в то время не смогли убить творческую рефлексию художника относительно главных величин реальности — пространства, солнца, неба и воды. Страшные образы Марии Примаченко, ее животные 1937 года, страшнее, чем Иосиф Сталин, а поданы в эстетике, которую готов воспринимать зритель. Это и является канонами настоящего искусства».
На выставке представлены работы и художников менее известных, чем Екатерина Билокур, Мария Примаченко, Панас Ярмоленко. В частности цветочные полотна Параски Власенко, Софии Мельник-Гоменюк, праздничные зарисовки на стекле Анастасии Рак («З Воскресінням Христовим», «Колядники із зіркою»), гиперболизированные портреты Татьяны Пата, пейзажи Ярины Гоменюк, Антона Штепы и автентика украинской хаты на полотнах Марии Нелеп (Косогон) показывают, насколько разным может быть восприятие будничности и искренним ее переживание. Даже конъюнктурные, на первый взгляд, работы Ивана Лысенко не уступают силой своего творческого переосмысления — портрет «Родина Дмитра Микули» (1933 г.), созданный по фотографии семьи, которая погибла от голода, а изображения военных в форме сразу ассоциируются с памятью о человеческих жертвах войны.
«Збережене сонце» — это чистота и добро, которые найдены художниками в трудные времена, — заметил Петр ГОНЧАР, соорганизатор выставки, генеральный директор НЦНК «Музей Івана Гончара». — На крови, на бедах невозможно было выжить, а художники все равно хранили надежду. С сегодняшними событиями в Украине тематика выставки сама собой сочетается — это самоосознание народа. Как эти художники самоутверждались своим творчеством, так и украинцы себя сегодня утверждают, как воины на Донбассе. Это очень близко, и такое оружие сильнее, чем пуля, потому что за ним стоит мир искусства, который очень искренен».
На вернисаже представлены также авторские интерпретации известных живописных произведений, например, «Мона Лиза» Георгия Малявина, созданная на коробковом картоне акварелью, отображает представление об уже признанных шедеврах искусства. Экспонируют и художественную резьбу Йосипа Петрука и Анания Болсуновского, скульптуры Станислава Серцевича. Соорганизатор проекта Лидия Лихач рассказала, что нужно различать народное искусство и наивное — момент перенесения народных орнаментов на полотно является моментом перехода от традиции к наивному искусству, когда в очень непростое время, непрофессиональные мастера создавали свои преисполненные животворности и духа работы.
«Эта выставка показывает, какие мы тогда, когда самые честные душой», — считает писатель и издатель Иван Малкович.
«Збережене сонце» можно увидеть до 31 октября.