«Сила и величие государства — в его культуре». Таким было понимание идеи государства одного из наиболее прогрессивных монархов Европы — императора Австро- Венгрии Франца Иосифа. В то время Буковина входила в состав Австро-Венгерской империи, поэтому изысканная архитектура стала неотъемлемой составляющей ее развития. Сегодня Буковину нередко называют изумрудной жемчужиной Украины. А жемчужиной сердца Буковины — Черновцов — бывшую резиденцию буковинских митрополитов, где нынче находится главный корпус Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича. Резиденция, об истории которой «Дню» рассказал ректор университета, профессор Николай ТКАЧ, была построена по проекту известного чешского архитектора и ученого Йозефа Главки в течение 1864 — 1882 годов. Именно это сооружение исследователи считают вершиной его творчества.
Во времена австрийского правления буковинским епископом с 1835 года был украинец Евгений Гакман, с именем которого связаны попытки достичь независимости буковинской православной церкви и организация строительства будущей резиденции буковинских митрополитов. Однако не судилось ему увидеть резиденцию в завершенном виде. Евгений Гакман умер в 1873 году. А масштаб работ Йозефа Главки был грандиозным! Даже сам его проект оказался очень дорогим по тем временам — 1 830 000 золотых флоринов.
В свои 29 лет чешский архитектор, выпускник Венской академии художественных искусств Йозеф Главка создает проект будущей резиденции, а в 1864, когда ему исполнилось 33 года, начинает ее строительство. Сооружение такой резиденции стало событием исключительного значения для Черновцов и продолжалось почти восемнадцать лет. В этом маленьком городке даже было открыто два кирпичных и один черепичный заводы, которые производили свою продукцию только для потребностей резиденции, а также новые каменоломни. Каждый кирпич отдельно измерялся и проверялся на звук. А мастер имел право класть не больше ста штук в день. Вообще существует только одно сооружение, созданное из такого же кирпича — армянская церковь в Черновцах, которую, кстати, также спроектировал Главка.
Будущая жемчужина была передана в руки лучшим мировым специалистам, там они могли воплощать в жизнь свои лучшие проекты. Оформительные работы с использованием местного камня и керамики в резиденции выполняли венские художники Карл Йобст и Ив Кляйн, чешский — Карл Свобода, буковинские — Епаминандос Бучевский и Евгений Максимович. Художественная резьба по камню и лепка осуществлялась под руководством венского скульптора Гофмана. Поэтому родство Черновцов с Веной не вызывает сомнения.
Мраморный зал, украшенный различными породами мрамора красно-розовых и коричневых тонов, считался одним из самых красивых во всей Европе. Была известной в те времена и синодальная библиотека. Однако в 1944 году случился большой пожар, который в Украине приравнивают к Нероновому в Риме. Полностью сгорела синодальная библиотека. Это стало одной из самых серьезных культурных потерь для украинского государства. А нынешний Мраморный зал — плод работы реставраторов, которые создали удачную копию предыдущего. Однако при пожаре потеряно две исполинских люстры общим весом 1,5 тонны, украшавшие расписной трехъярусный купол дубового потолка; фрески Карла Свободы, который изобразил в арках между алебастровыми колоннами историю буковинской православной церкви, созданной Гакманом.
Больше повезло залу заседаний Священного синода, известному как Красный. Он остался почти таким, какими был с первых дней своего существования. Под ногами — древний паркет, сверкающий оттенками дуба, липы и красного бука, а над головой — резной потолок, похожий на росписи пасхальных писанок. Стены украшены китайским красным шелком и венецианскими зеркалами. А изо всех окон видно разнообразные башни и шпили, купола и фигурные карнизы, прекрасные многоступенчатые фронтоны и крыши, украшенные орнаментом из глазурованной черепицы восьми цветов. Дом для гостей можно узнать по высокой многоярусной башне с часами, которая завершается куполом, похожим на шапку Мономаха.
За резиденцией развернулся уникальный ботанический сад, который создавался одновременно с основными зданиями резиденции и был заложен в проекте Главки. И хотя большинство насаждений с того времени изменилось, однако ландшафтное планирование сохранилось: в центре — пруд с романтическим гротом, а перед главным фасадом корпуса — бронзовый бюст Йозефа Главки с фонтанами по бокам. Студенты и жители города говорят, что в давние времена в этом каменном гроте взаперти отбывали свое наказание нерадивые студенты теологического факультета, который со времени его учреждения был одним из ведущих. Другие — что там был вход в подземный тоннель, по которому можно было пройти полгорода. В наши дни в саду сохранились редкие породы деревьев — пробковое, тюльпановое, красный бук, магнолии, катальпы, ясень, пирамидальная туя и тис, которым в свое время Буковина платила дань Турции. Когда-то эту красоту дополняли и другие обитатели сада — павлины, лебеди, косули. Теперь здесь можно встретить только белок и привычных для украинцев птиц. А старый девятиметровый колодец, который также стоял в саду, из которого, говорят, подавали митрополитам минеральную воду, высох после неудачных дренажных работ в 1970-х годах.
Однако Главка построил не только удивительно красивое сооружение, которое даже чехи признают жемчужиной архитектурного искусства, но и продумал план его строительства настолько точно, что даже современные специалисты склоняются перед его мастерством. Влага, которая испаряется благодаря акациям и разработанной дренажной системе под слоем гравия, предотвращает разрушение кирпича. Именно Главка заложил в проекте насаждение акаций, которые не только украшают двор резиденции, а и способны при помощи корней высасывать воду, которая подходит к фундаментам стен. А трубы, которые отводят воду с крыши, проведены по специальному подземному каналу. Таким образом, на здании — никаких «морщин времени», если не считать крыши, которая требует ремонта. Однако подобную черепицу сегодня могут изготавливать только в Австрии и Чехии.
К ансамблю резиденции принадлежит и Церковь Трех Святителей — Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Василия Великого. Хотя в 1940-х ее, как и другие церкви, закрыли, а в 1950-х создали в ней электронно-вычислительный центр, она все-таки счастливо пережила религиозные междоусобицы. Настоящая церковная жизнь в ней возобновилась в 1991 году. Говорят, что акустика в ее стенах наилучшая в Украине. Сегодня в этой церкви проходят свое обучение студенты-теологи Черновицкого университета, о которых всегда ходили по городу легенды, навеянные запретами. Теологический факультет начал функционировать в Черновицком университете со времени его учреждения — в 1875 году. Однако в 1940 году с приходом на Западную Украину советской власти теологический факультет, как и церковь, был закрыт. Его деятельность была возобновлена только в 1993 году в составе единого философско-теологического факультета с отделами философии и теологии. Сегодня студенты и преподаватели теологического факультета исследуют проблемы состояния и перспектив межконфессионных отношений на территории Западной Украины, феномен религиозности, отношение церкви и государства. Уникальность этого факультета заключается в том, что он является единственным теологическим факультетом в системе высшего светского образования Украины.
К сожалению, автор так и не увидел свое творение в завершенном виде. Заболев, Главка вынужден был вернуться на родину — в чешское село Лужаны. Говорят, что архитектор вложил в резиденцию и здоровье, и душу.