Как метко подметил в своем комментарии режиссер Сергей Архипчук, украинское телевидение уже сформировало себе определенное, к сожалению, не самое благородное реноме, которое и провоцирует нас, телезрителей, на определенные, не самые лучшие ожидания. Часто бывает несложно предугадать, как эфир отреагирует (или проигнорирует) на то или иное событие. В том числе это касается новогодне-рождественских праздников. Бесконечное накручивание темы «огоньков» и «оливье» ежегодно вызывает желание просто выключить телевизор и создает стойкое впечатление «застоя», выбраться из которого у телеменеджеров нет скорее не возможности, а желания. Впрочем, к счастью, иногда ожидания все же не сбываются, и среди новогоднего «застоя» появляются «живые» участки. Одним из них стал финал шоу «Х-фактор», который телеканал «СТБ» показал вечером 8 января. Победителем этого певческого конкурса стал 19-летний певец-любитель из поселка Новофурмановка Донецкой области Алексей Кузнецов.
Молодые, «живые» и талантливые люди, принявшие участие в проекте, выглядели очень свежо и, так сказать, нетипично на фоне неизменного новогоднего звездного набора формата Филиппа Киркорова... Эта молодежь — из разных уголков нашей страны — представляет ту Украину, которой редко находится место в эфире.
Впрочем, проекты, несущие подобные смыслы («Х-фактору» мы посвятим отдельную публикацию в рамках «Пресс-клуба «Дня»), — это скорее исключение. Вообще же, картина украинского новогодне-рождественского эфира неутешительная. По крайней мере, так утверждают эксперты «Дня».
Сергей АРХИПЧУК, режиссер, основатель медиашколы телеведущих TV LAB:
— Во время нынешних Новогодних праздников я пересмотрел лишь украинские каналы. Внутренне уже заложено определенное сопротивление — из опыта предыдущих лет можно заранее сделать вывод, что ничего интересного нам не предложат. В этом году каналы опять ориентировались на узкую зрительскую аудиторию. Стоит отметить разве что программу «Фольк-music» на Первом Национальном — это одна из наиболее интересных развлекательно-музыкальных программ. Достаточно остроумной была программа со звездами украинского шоу-бизнеса «Большая разница». Но когда после Нового года показали московский вариант этой программы, поразил пренебрежительный тон, которым московские ведущие общались с представителями украинского шоу-бизнеса, что чувствовалось даже в юморе. Это, во-первых, проявление комплекса второсортности, которым страдают украинцы, во-вторых, комплекс старшего брата, который до сих пор присущ россиянам. В итоге, создается впечатление, что в Украине невозможно сделать полноценное шоу, не привлекая чужестранцев, причем чужестранцев одной категории — московской. Даже в советские времена для вида, чтобы представлять массовое искусство в своей полноте, привлекали болгарских, чешских, словацких исполнителей. Сегодня Украина, в понимании руководителей каналов, является еще одной большой областью, где-то между Воронежской и Белгородской, которая не может обойтись своими силами и которой нужна гуманитарно-сексуальная помощь. Мне кажется, что в Украине есть такие беспрекословные авторитеты в музыкальном жанре, как «Пиккардийская терция» во Львове и «Менсаунд» в Киеве. Я себе не представляю, какой культурный человек может организовывать песенный праздник, не привлекая эти коллективы. А есть еще такие яркие исполнители, как Олег Скрипка или Тарас Компаниченко, «Плач Єремії», Роман Гринькив, хор «Дударик» и «Дзвіночок» или хор мальчиков и собственно капелла Левка Ревуцкого. Но разве они оканчивают этот перечень? То есть это должен быть наш праздник, сделанный своими силами для наших граждан. И такой нивелирующий подход руководителей каналов, которые забывают, где живут и для кого работают, разрушает эту впечатлительную структуру, которая называется украинский человек.
Александр ЗЫРИН, независимый телевизионный обозреватель:
— Новогоднее украинское телевидение «порадовало» своей неукраинскостью. И это досадно, ведь вся материальная база для создания интересного и качественного продукта в нашей стране уже есть. Технические возможности позволяют создавать абсолютно разноплановый продукт мирового уровня. А у нас, если какой-то серьезный телепроект запускается, то приглашают, как правило, зарубежных специалистов. Мол, здесь таких профи нет. А как же они могут появиться, если украинцев не приглашают для реализации сложных проектов?
Следовательно, технические возможности есть, но недостает понимания того, что украинское телевидение должно быть украинским. Для тех, кто может болезненно отреагировать на этот тезис, объясню, что украинское — означает наших артистов, молодые лица, интересные талантливые сценарные находки, созданные в Украине. Но зато наше ТВ дает дорогу иностранным артистам, а затем все разводят руками, мол, показываем их, потому что они популярны. Конечно, популярны, ведь сами медиа и делают их такими, своих оставляя преимущественно за кадром.
Василий ИЛЬНИЦКИЙ, основатель и главный редактор газеты «ФЕСТ», Ужгород:
— Развлекательные новогодние программы, которые транслировали украинские каналы, создали гнетущее впечатление. Очевидно, что они направлены на навязывание комплекса второсортности. Конечно, новогодний эфир должен быть развлекательным, но выстраиваться на украинском материале. А эти программы, которые предлагает наше телевидение, делают Украину страной провинциальной. Это проявляется даже в новогодних приветствиях официальных лиц. Я здесь не буду говорить о сути того, что сказал Президент. Идет речь о том, что наши европейские соседи такой традиции не поддерживают. В их новогоднем эфире звучит гимн, а дальше — салюты и концерт. Власти в Новогоднюю ночь на экране нет. А наличие ее в эфире украинском — это свидетельство остатков советского мышления.
Иван КАНИВЕЦ, режиссер:
— Новогодний эфир в этот раз я не смотрел, поскольку несколько лет назад был причастен к подготовке новогодних телепередач. В этом деле очень много шаблонов и стереотипов, но зато мало креативных и творческих идей. Для меня то, что сегодня показывает в Новогоднюю ночь большинство украинских телеканалов, — неинтересно. Я не чувствую себя частью «русского мира». Как по мне, для украинского новогоднего эфира главное, чтобы было интересно, весело, неожиданно и чтобы это было выполнено на материале, который близок к нашему восприятию Нового года. Другой существенный недостаток украинского новогоднего эфира и в то же время шоу-бизнеса заключается, как я уже говорил, в отсутствии нестандартных и интересных идей. Чтобы программа была интересной, она должна быть неожиданной. Если ты знаешь, что произойдет через десять минут, это уже неинтересно. Зрителей ежегодно принуждают переживать такое себе дежавю.
Екатерина КАЛИНИЧЕНКО, художественный руководитель Донецкого дома культуры:
— Телевидение я почти не смотрю, в том числе мало смотрела его и на Новогодние праздники. Отдала преимущество DVD-дискам с документальными фильмами об украинских писателях, театральных деятелях, смотрела запись поэтично-музыкальной композиции Богдана Козака «Послание» (по произведениям Тараса Шевченко). К сожалению, на телевидении такое редко увидишь, тем более — в новогодне-рождественское время.