Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Знаменитые тоже плачут

15 марта, 2005 - 02:26
ЭММАНУИЛ ВИТОРГАН, ЕВГЕНИЯ КРЮКОВА И ДМИТРИЙ ИСАЕВ В СПЕКТАКЛЕ «ТРИО»

Два вечера подряд на сцене Русской драмы Московская антреприза под руководством Петра Штейна презентовала одну из последних премьер прошлого сезона — спектакль «Трио».

Модный современный режиссер Штейн сделал эту постановку как сценическую иллюстрацию из серии «Жизнь замечательных людей». В главных ролях выступили популярные актеры: Эммануил Виторган, Дмитрий Исаев и Евгения Крюкова, играющие знаменитых личностей, связанных непростыми отношениями. В основе пьесы Израелы Маргалит лежат подлинные события из жизни великих немецких композиторов XIX столетия Роберта Шумана, Йоганнеса Брамса и жены Шумана Клары Вик (известной пианистки).

События спектакля развиваются в сложный период для семейства Шуманов. У Роберта начинаются проблемы со здоровьем: отнимается права рука, появляются странные видения, возникают эмоциональные срывы и как следствие — депрессия. Музыка не пишется, а его как дирижера увольняют из симфонического оркестра. В доме семеро детей мал мала меньше. Долги растут. Супруги ссорятся из-за денежных проблем. Клара предлагает выход: она вновь начнет выступать как пианистка, но Роберт считает, что удел жены — заниматься детьми. И тут в их доме появляется молодой начинающий композитор...

Шуман — один из ярких представителей романтического искусства, смелый новатор в музыке. Он сумел расширить границы и средства музыкального языка, сблизив музыку с литературой, поэзией. В 1853 г. в «Новом музыкальном журнале», который редактировал, он написал восторженную статью о таланте Брамса, называл его своим преемником. Не пройдет и двух лет, как Йоганнес пойдет дальше Шумана в музыке. Его музыкальное наследие охватило многие жанры. Брамс развил классические традиции, обогатил их романтическим содержанием. Его музыка воспевала свободу личности, мужество, в ней есть трепетный лиризм и эпическая мощь. Йоганнес заменит Роберта и в семейной постели, несмотря на разницу в возрасте, Клара Шуман станет для Брамса Музой, а он — нянькой ее детям, чтобы любимая могла ездить на гастроли... А Роберт Шуман из-за психической болезни попадет в клинику для умалишенных. Когда Клара попытается увидеться с мужем, доктор откажет: «Вы не средство от болезни — вы сама его болезнь». В возрасте 46-ти лет Роберт умер.

На плечи Брамса легло издание шумановских партитур, забота о его семье. Но постепенно Йоганнес поймет, что скован по рукам и ногам, а его композиторский дар чахнет в трясине домашних проблем. Любовная лодка разбилась о быт?

Спектакль Штейна получился ровным, иллюстративным. В музыкальном оформлении постановки используется музыка немецких классиков, но режиссер умудрился, рассказывая о музыкантах и композиторах, вообще обойтись без рояля. Актеры, когда включалась фонограмма, просто делали пассы в воздухе, изображая игру на инструменте. Сценография — без затей: диван, столик, два кресла, скамейка и дверь (типичный «джентльменский набор» для антрепризной постановки, т. е. минимум декораций). Это удобно, компактно и можно развернуться или ужаться в зависимости от размеров сцены. Актеры, занятые в спектакле, хорошо известны зрителю по работам в кино и сериалам. Именно на эти популярные лица идет публика на антрепризу, желая вблизи рассмотреть любимых.

Эммануил Виторган играет Шумана дерганым, уставшим от жизни человеком, используя широкие актерские мазки, балансируя на грани фарса. Исаевский Брамс — симпатичный, очаровательный, эмоциональный герой — таким зрители видели актера в его предыдущих телеработах, например в «Бедной Насте» и «Грехах отцов». Красива и завораживающе-искусительна Евгения Крюкова (Клара), но актриса тоже пользуется своими актерскими штампами и прежними наработками. Александр Лойе, выступивший в эпизодической роли скрипача Иоахима, тоже не перетруждается на сцене. Вроде и интрига сюжета закручена, чтобы держать зрителя в напряжении до финала, но почему- то после спектакля остается горьковатый привкус разочарования. Не было актерской искры, а судьбы великих стали лишь фоном для постановки. После спектакля хочется пойти в филармонию и послушать великую музыку Шумана и Брамса или, на худой конец взять в библиотеке роман из серии «ЖЗЛ» и прочитать об их жизни и творчестве.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День». Фото из афиши
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ