Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Золотая эволюция Украины

материализовалась в Музее драгоценностей: скифы — Киевская Русь — XIV—XX века...
3 июня, 2004 - 00:00


Толчком к написанию этого материала стал рассказ главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной о том, что жена министра обороны Польши госпожа Малгожата Шмайдзинская, посетив Музей исторических драгоценностей Украины в Киеве, сказала, что если бы эти экспонаты были представлены, скажем, в испанском музее Прадо, туда бы ежедневно стояла огромная очередь.

Вспоминаю, как сама выстаивала часами под проливным декабрьским дождем в Милане, чтобы посмотреть знаменитую фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в соборе «Maria de la Gracia». А на следующий день ждала полтора часа, чтобы попасть в Миланский музей старинной мебели. Выйдя оттуда, вспомнила, что бывала в таком же, даже с более богатой, более изысканной экспозицией, во Львове.

Я не удивлюсь, если встречу человека, который побывал в Лувре в Париже, в Эрмитаже в Санкт- Петербурге, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, в старинной столице Египта Луксоре, где находится известная гробница Тутанхамона, но дома ни разу не посетил хотя бы Музей исторических драгоценностей Украины... Что это — безразличие, откладывание на потом, недооценка собственных сокровищ, а, может, обычное типичное ощущение — что-то настоящее может быть где угодно, только не у нас?..

В будний день после обеда во дворе Киево-Печерской лавры малолюдно. Здание Музея исторических драгоценностей Украины скромное и с виду небольшое. Внутри — редкие посетители. В первую очередь интересуюсь стоимостью билетов. Билет для взрослого стоит 7 гривен, для ребенка — 3 гривни 50 копеек. (В Западной Европе стоимость билета в любой музей составляет 7—12 евро). Еще приходится заплатить двадцать гривен за вход в Лавру. Поэтому часто, когда, например, семья из трех человек доходит сюда, она не всегда намерена или имеет возможность заплатить еще.

Заведующая музеем Людмила Строковая рассказывает, что 18 мая, в профессиональный день музея, когда вход был свободный, очередь стояла с девяти утра и в течение дня: приходили пары, семьи, школьники, студенты... Как выяснилось, часто учителя школ и преподаватели вузов просят здесь провести лекции по истории...

Она вспоминает, что в советское время попасть в этот музей было очень сложно. Нужно было прийти рано утром, купить билет на ближайшую экскурсию... в 14 часов, потому что на раньше могли уже раскупить, и дождаться своей очереди. Тогда проводилось исключительно групповое обслуживание. Для того, чтобы без очереди повести сюда родных, гостей и друзей, завязывали знакомства с музейными работниками!

Сегодня же музей посещают много иностранцев — от ученых, туристов до международных делегаций, первых лиц государств. Посещения этого музея входят в обязательную программу визита правительственных делегаций в Украину.

Почти все экспонаты побывали на выставках за рубежом: во Франции, Италии, Германии, Финляндии, Дании, США, Канаде, Японии... Особый ажиотаж вызывает коллекция скифского золота, чьи экспонаты представлены только в этом музее и российском Эрмитаже, куда они попали после раскопок Императорской Археологической Комиссией до 1917 года — скифская коллекция началась именно с материалов с территории Украины, а потом была дополнена находками с территории России.

Дирекция налаживает связи с музеями за рубежом. Часто на контакт иностранцы выходят сами. Археологи, историки, музейные работники, представители дипломатических миссий, ознакомившись с коллекциями, предлагают представить их в известных музеях своих стран. За экспозицию за рубежом платится гонорар. По словам заведующей, в последние годы существует такое положение, что музеи должны сами на себя зарабатывать. Но за этот заработок не проживешь, а разве что можно решить хозяйственные вопросы: сделать косметический ремонт, приобрести музейное и техническое оборудование. Кроме того, Музей исторических драгоценностей является филиалом Национального музея истории Украины (вместе они составляют крупнейший музей страны, в чьих хранилищах находится более 700 тысяч экспонатов!), так что после уплаты налогов за эти деньги решаются проблемы обоих заведений.

В прошлом году Музею исторических драгоценностей исполнилось сорок лет. Сейчас он нуждается в капитальном ремонте, модернизации витрин (они 1969 года), сигнализации и, наверное, расширении. Собственного здания нет, а арендует помещение у Киево-Печерского заповедника. Его экспозиция и фонды размещены в так называемом Ковнировском корпусе XVIII века. В хранилищах находится приблизительно пятьдесят пять тысяч экспонатов с ХV века до нашей эры и до ХХ, а выставляется треть общей коллекции во всего-навсего девяти залах... Тогда как за рубежом для одного особенно ценного экспоната выделяется целый просторный зал, чтобы посетители имели возможность рассмотреть его со всех сторон и прочитать подробную информацию.

После последних посещений музея вместе с президентом Бразилии да Сильва Леонид Кучма пообещал свое содействие в ремонте музея и обновлении экспозиции на современном международном уровне. Ведь музей, говоря скромно, выполняет дипломатическую миссию. Международные выставки украинских драгоценностей сопровождаются печатной информацией об Украине — ее прошлом и настоящем, согласованной заказчиками с украинской стороной, или демонстрацией видеофильмов, отснятых ими же здесь.

В Украине есть несколько документальных фильмов о скифском золоте, в частности, об известном археологе Борисе Мозолевском и его находках. В этом году издательство «Искусство» взялось за составление и печать живописного полиграфически качественного каталога для музея на украинском и английском языках. Говорят, будет для подарков международным делегациям. А простые посетители пока что могут коллекционировать лишь собственные впечатления — изданный к сорокалетию скромный буклет уже разошелся...

Коллекция скифского золота — наиболее оригинальная. По словам заведующей сектором экспозиционного отдела Елены Подвысоцкой, она и наиболее многочисленная — сорок тысяч экспонатов хранятся в фондах, а треть выставлена: украшения мужские и женские, лошадиная сбруя, посуда — культовая, ритуальная, ежедневная, сделанная из золота, серебра, меди, бронзы, украшенная драгоценными камнями.

Изделия поражают филигранной работой. Для них характерен так называемый животный орнамент — вылитые, тисненные, отчеканенные образы оленей, коней, коз, львов, пантер, фантастических грифонов — львов с головой орлов. Уникальна и так называемая техника зерна — шариками с маковое зернышко украшены края или сердцевина произведений искусства.

На Гаймановой чаше скифы изобразили самих себя — в эмоциях и движениях. На шлеме, который, вероятно, мог служить для хранения скальпов убитых в бою врагов, ведь скифы были завоевателями, — они предстают мужественными, бесстрашными, даже агрессивными. По всему видать, что любили роскошь — у мужчин из знатных родов золотом и серебром были украшены рукоятки мечей, луки, лошадиная сбруя... Золотые пластины нашивались на их одежду и головные уборы. Например, на одном верхнем одеянии их более пятисот. Напитки и блюда подавались также в золоченой или посеребренной посуде. Чрезвычайно интересны культовые роговидные ритоны. Перед походом воины наливали сюда вино, добавляя несколько капель своей крови, и выпивали на брудершафт. С тех пор считались «братьями по крови» и не могли покинуть друг друга в бою.

Так называемые рога и сейчас есть во многих культурах, в частности в украинской — в Закарпатье и Гуцульщине из них угощают гостей на большие праздники.

Жемчужиной является золотая пектораль весом в один килограмм сто пятьдесят граммов. Считается, что она принадлежала скифскому царю. На ней очень тонко, в деталях, с воссозданием в металле движения каждого персонажа передано приготовление к встрече Нового года, который у скифов был... весной — выгон скота, цветение растений.

Женские украшения еще более причудливы. Кольца и медальоны с головами пантер, львов, грифонов. Змеевидные браслеты, украшенные мелкими жемчужинами. Тисненные золотые пластины, которыми расшивали наряд и обувь богатых скифянок. Массивные гривны — украшения на шею, «под гриву» — отсюда и название. Ожерелье из стекла, которое, наверное, привозили из Египта. Фигурные флакончики для ароматических веществ — когда женщина шла, за ней тянулся шлейф ароматов. Сережки сложных конструкций с подвесками из самоцветов, вес некоторых — более 10 граммов.

Скифское золото отличается взыскательным вкусом, богатым мироощущением, подлинностью, ведь тогдашние мастера отражали мир вокруг себя. Современные украшения из золота и серебра, несмотря на использование новейших технологий, обращение к многолетним ювелирным традициям, часто без особой выдумки и интриги повторяют друг друга. Поэтому оригинальным женщинам, ценительницам своей старины, приходится их заказывать, настаивая на воссоздании той или иной эпохи.

В следующих залах представлены драгоценности времен Киевской Руси, для которых характерна языческая и христианская символика, тонкое гравирование металла, чаще всего привозного серебра, потому что в начале Киево-Русской державы мало было собственных разработок золота, серебра, бронзы.

Удивительные монеты-гривны — серебряные слитки, обращавшиеся в так называемый безмонетный период, когда специальных денег не существовало. Украшения знатных русинок — гривны, браслеты, колты — медальоны и одновременно флаконы для ароматических веществ, сережки-подвески, диадемы в период расцвета Киевской Руси поражают своим богатством — использование драгоценностей, эмали, так называемых животных и растительных узоров.

Отдельно представлены сокровища XIV — XX столетий, изготовленные в разных ювелирных центрах — в Киеве, Чернигове, Житомире, Переяславе. Это прежде всего предметы богослужения: кресты, оправы к иконам и евангелиям, подсвечники, одежда священнослужителей и митрополичьи митры на голову, одна из которых — золотая, украшенная драгоценностями, медальонами из эмали, на которых изображены святые Антоний и Феодосий — основатели Киево-Печерской лавры на фоне Успенского собора XVIII века. Бесценной памяткой считается запрестольный крест Софийского собора с жемчугом, бирюзой, изготовленный неизвестным киевским мастером по заказу Петра Могилы — с обратной стороны вычеканен его герб.

И вот рядом совсем другая эпоха, вкусы и потребности. Многочисленная коллекция предметов быта: серебряных, посеребренных, позолоченных, мельхиоровых столовых, чайных, кофейных сервизов, сувениров, женских украшений — от сережек, колец, перстней, браслетов до театральных сумочек, биноклей, вееров...

Становится очевидно, что мы молились Богу у золоченых и серебренных икон, целовали инкрустированные драгоценностями кресты на престолах, причащались из золотых и серебряных чаш. Гостей из Западной Европы угощали из серебряных сервизов и поили из серебряных кувшинов. А оправляясь к ним в гости, везли в подарок изделия украинских ювелиров.

Работники музея — энтузиасты, так вдохновенно, с любовью рассказывают об экспозициях. Чувствуется, что они живут новыми исследованиями, находками, посещениями музея простыми украинцами и известными иностранными гостями, к приему которых они всегда готовы: есть свой экскурсовод со знанием английского, при необходимости — французского. Ведь они глубоко убеждены, что делают благородное дело: популяризируют Украину своим и чужим... Без этого внутреннего осознания работать непросто, ведь зарплата музейного ученого — 300— 400 гривен, а технического работника — еще меньше. В музеях, которые не имеют статуса национального, работают за значительно меньшие деньги. Эти люди, независимо, где они есть: в селе Кирилловка, Коломые, Чигирине или Киеве — служат культуре и правде истории. И уже сегодня меняют тенденции в организации музейного дела, разрабатывают дифференцированный подход к посетителям. Сегодня становятся модными тенденции выбираться на выходные в известные заповедники, парки или в отпуск объехать в окрестностях старые уцелевшие панские имения и даже нанять их на несколько дней.

СПРАВКА «Дня»

Скифы — кочевые племена, которые с VII века до нашей эры до III века нашей эры заселяли Северное Причерноморье. Они контактировали с более развитыми культурами, например греческой, а также торговали почти со всеми странами Старого Света.

Оставили по себе неоценимое сокровище — скифское золото. Золотые, серебряные украшения, лошадиную сбрую, военное оружие, посуду находили во время раскопок курганов, которые были родовыми усыпальницами знатных скифов, где мужчин часто погребали вместе с детьми, женами, рабами, кладя рядом их драгоценности, оружие...

Ученые исследуют содержание золота и сравнивают со структурой металла на других территориях, чтобы узнать, откуда скифы брали его. Существуют две версии. Древнегреческий историк Геродот, оставивший наиболее полные письменные свидетельства о скифах, утверждал, что добывают им золото люди — аримаспы. Аримаспы проживали за Уралом, а в Сибири действительно есть золотые залежи. Другая версия говорит, что этот металл попадал к ним с карпатско-балканского региона и Кавказа.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Михаила МАРКИВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ