Обладателем «Золотой пальмовой ветви» за лучший полнометражный фильм основного конкурса стала сатирическая комедия «Квадрат» шведа Рубена ЭСТЛУНДА (Франция — Швеция — Дания — США).
Главный герой ленты — Кристиан — работает куратором музея современного искусства. Он разведен и воспитывает двоих дочерей. Однажды у Кристиана воруют телефон и кошелек. Выследив аппарат через приложение, он вместе с коллегой отправляется вершить справедливость в бедный район Стокгольма. Он распихивает по почтовым ящикам распечатанное предупреждение «Я знаю, что ты украл мой телефон и кошелек» и называет место, куда нужно вернуть вещи. Однако события разворачиваются в совершенно неожиданном направлении. Критики характеризует «Квадрат» как «издевательскую искусствоведческую сатиру на тему contemporary art и напрасности человеческих надежд друг на друга». Роли исполнили Клас БАНГ, Элизабет МОСС, Доминик ВЕСТ, Терри НОТАРИ. Для Эстлунда (род. 13 апреля 1974-го на острове Стюрсе, в 2001-м закончил киношколу в Гетеборге), наивысшей наградой которого до сих пор были только «Золотой медведь» за короткометражку «Случай в банке» (2010) и отличие каннской секции «Особый взгляд» за «Форс-мажор» (2014), победа «Квадрата» — поистине неожиданный триумф. Кстати, одним из первых международных фестивалей, который показал полнометражный дебют Эстлунда «Гитара-монголоид» (2004), была киевская «Молодость».
В целом, в основном соревновании Канн приняли участие 19 фильмов. Второй по престижности Гран-при достался драме о жизни ВИЧ-инфицированных в Париже в 1990-е «120 ударов в минуту» Робена КАМПАЙО (Франция), а приз жюри вручили россиянину Андрею ЗВЯГИНЦЕВУ за «Нелюбовь» — драму о подростке, который сбегает из неблагополучной семьи.
Свою первую каннскую награду — приз за лучшую режиссуру — наконец получила София КОППОЛА. Ее «Фатальное искушение» — ремейк костюмированной драмы 1971 г. (тогда главную мужскую роль сыграл Клинт ИСТВУД, а теперь — Колин ФАРРЕЛЛ), события которой разворачиваются во время Гражданской войны в США.
Отличие за «лучший сценарий» для 58-летней шотландки Линн РЕМСИ удивляет тем, что ее фильм о киллере, который спасает девочку от педофилов «Ты никогда здесь не был» (США — Великобритания — Франция), по сути, еще не завершен. Однако у Ремси настолько интересный и убедительный визуальный стиль, что эта незавершенность сама по себе обрела качество авторского приема. Кроме того, Хоакин ФЕНИКС за роль меланхоличного убийцы в этой картине отмечен как лучший актер.
Приз за лучший сценарий с Ремси разделил яркий представитель «греческого сюрреализма» Йоргос ЛАНТИМОС. Его «Убийство священного оленя» (США — Великобритания — Ирландия) — кинофантазия по мотивам драматургии Эврипида с Колином Фарреллом и Николь КИДМАН; последняя, кстати, в продолжение фестиваля появилась аж в четырех проектах, а в воскресенье была отмечена особой премией по случаю 70-летия фестиваля. Лучшей же актрисой признана Дайяна КРЮГЕР за роль женщины, потерявшей своих родственников, в фильме Фатиха АКИНА «Из ниоткуда» (Германия).
Предположительно без наград осталась новая работа классика европейского кино Михаэля ХАНЕКЕ «Хеппи-энд» (Франция-Австрия-Германия): очевидно, после двух подряд «Золотых пальмовых ветвей» за «Белую ленту» и «Любовь» мастер позволил себе определенную режиссерскую расслабленность.
В этом году в Каннах показали две картины, сделанные при участии Украины: в основном конкурсе — игровую ленту Сергея ЛОЗНИЦЫ «Лагідна» («Кроткая», Франция — Германия — Нидерланды — Литва — Украина — Россия), а во внеконкурсном «Двухнедельнике режиссеров» — «Иней» литовца Шарунаса БАРТАСА (Польша — Украина — Литва — Франция). Ни одна из них не получила призы, однако имела успех у публики и (особенно «Кроткая») хорошую фестивальную прессу.
Будем надеяться, что уже в этом году сможем увидеть фильмы Лозницы и Бартаса, а также основных призеров Канн у себя в Украине.
70-й Каннский фестиваль длился с 17 по 28 мая. Жюри основного конкурса возглавлял именитый испанский режиссер Педро АЛЬМОДОВАР.