Мусор берет за горло. К сожалению, эта идиома лучше всего характеризует «мусорный апокалипсис», на грани которого оказалась Украина.
Нужно было заострить ситуацию до трагедии на Грибовичской мусоросвалке, чтобы наконец на государственном уровне признать: сотни переполненных мусорных полигонов и тысячи нелегальных свалок составляют реальную опасность для природы и людей.
Рядовому гражданину сложно объяснить, что, хотя от мусора наибольший вред испытывает окружающая среда, проблема утилизации и переработки отходов находится в пределах компетенции нескольких министерств, в частности Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, но прежде всего местной власти. К сожалению, на местах до сих пор не осознают всю сложность проблемы с мусором. Два года назад в налоговом и бюджетном законодательстве произошли серьезные изменения, которые расширили возможности местных громад. В результате начавшейся децентрализации 80% экологического налога идет на места. То есть именно местная власть должна разрабатывать проекты по рекультивации мусоросвалок, которые нуждаются в закрытии сегодня.
Тип ликвидации мусора и качество уборки определяются желаниями и финансовыми возможностями местных жителей, а уборка бытовых отходов оплачивается из местного бюджета, который, в свою очередь, формируется из местных налогов.
В то же время, Министерство экологии и природных ресурсов и я как министр не стали ждать, когда на местах дойдет дело до мусора. Мы инициировали инвентаризацию всех мусоросвалок, которые есть на территории Украины. Поручением Кабинета министров проверки состояния всех мусоросвалок направлены всем областным государственным администрациям, органам местного самоуправления. В некоторых случаях саботаж и игнорирование на местах привели к торможению процесса сбора этих данных. Это в любом случае не помешает нам довести начатое дело до логического завершения. Информация, которую мы получили из регионов, сейчас проверяется в нашем министерстве и сразу заносится в интерактивную карту, которая в ближайшее время станет доступна всем гражданам Украины.
Следующим этапом станет создание мобильного приложения. Каждый гражданин сможет загрузить его в телефон и будет иметь возможность сфотографировать свалку и проинформировать о ней. Информация моментально будет попадать на портал Минэкологии. Мы будем видеть, где зафиксирована мусоросвалка, и будем иметь четкий механизм реагирования на проблему.
Предполагаю, что настойчивость Минприроды в борьбе с мусоросвалками не очень понравится органам местного самоуправления, которые часто игнорируют выполнение своих обязанностей. Но убежден: кто-то должен стать инициатором этого процесса. Мы вместе с нашими партнерами, такими как, например, Минрегионстрой, будем проводить работу по мониторингу каждого объекта. Министерство экологии будет принимать все возможные меры для того, чтобы обязать соответствующие органы убрать эти свалки. И через короткий промежуток времени проверить качество этих работ. Например, в Ивано-Франковской области около 50 нелегальных свалок были убраны на этапе формирования этого реестра, и я думаю, что такая тенденция присуща всей Украине.
То есть появятся законные основания требовать от владельца или пользователя земли, чтобы он убрал мусор, и подчеркиваю — это сфера ответственности органов местного самоуправления.
Второе важное направление работы Минприроды — создание стратегии обращения с отходами. Несмотря на противодействие теневых участников, нам удастся упорядочить этот рынок и привлечь инвесторов. Надеюсь, что к концу этого года в Украине будет государственная Стратегия обращения с отходами, при поддержке наших международных партнеров. За депутатами парламента — эту стратегию поддержать и утвердить, а дальше дело за национальным планом правил по обращению с мусором, региональным планом обращения с отходами.
Надежду вселяет тот факт, что еще лет 20—30 назад ситуация с мусором в большинстве стран была приблизительно такой же, как сегодня в Украине: отходы в основном отправляли на свалки, полигоны для захоронения или сжигали. Со временем в Европе пришли к выводу, что нужно принципиально менять подход к бытовому мусору как таковому, и метод «как с глаз, так и из головы» проблему не разрешает. Сегодня в мире успешно работают несколько стратегий обращения с отходами, и мы изучаем возможности адаптации лучшего.
Еще хочу отметить, что в любой экологической проблеме, в том числе и в обращении с мусором, наибольшие оппоненты — сами украинцы, чье экологическое сознание до сих пор поражено метастазами совка. Люди привыкли, что все ничье и наше — воздух, вода, земля, леса. Поэтому одной рукой рубят столетний бук, второй выбрасывают мусор на обочину, и все при этом рассказывают, как все плохо. Знаю, что это задача не на один год, но без изменения каждого из нас никакой реформы в охране природы не будет.
Поэтому мой подход — защита окружающей среды должна стать призмой, через которую мы должны смотреть на государственную политику в любой сфере.
Продолжение темы: