Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От «Голосов моря» до «Истории зимнего сада»

В Киеве завершился XVI международный фестиваль документального кино Docudays UA завершився XVI Міжнародний фестиваль документального кіна Docudays UA
5 апреля, 2019 - 09:36
«ЗАПОВЕДНИК АСКАНИЯ» АНДРЕЯ ЛИТВИНЕНКО (УКРАИНА) ПОЛУЧИЛ ГЛАВНУЮ НАГРАДУ СТУДЕНЧЕСКОГО ЖЮРИ / ФОТО С САЙТА REPOR.TO/SHUVAYEV
ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Традиционно фильмы на Docudays UA соревновались в конкурсах Docu/Світ, Docu/Коротко и Docu/Україна. В этом году фестиваль также основал награду «Rights Now!». Каждую конкурсную программу оценивал отдельный состав жюри, в который входили зарубежные и украинские эксперты, документалисты, правозащитники и правозащитницы. Своего победителя избрали студенческое и зрительское жюри. Отдельную ленту организаторы фестиваля наградили премией имени Андрея Матросова. Специальную награду вручил партнер Docudays UA Current Time TV, а лучший проект программы Ukrainian Doc Preview получил поощрение от индустрийной платформы Международного кинофестиваля документального кино Beldocs.

Если начать с национального кино, все равно, в конкурсах или нет, то бросалась в глаза утешительная тендеция: тема Майдана, которая питала украинскую документалистику в предыдущие годы, отошла на задний план; наши режиссеры оказались вполне способны говорить о самых разнообразных темах с не меньшей страстью и талантом.

Так, студенческое жюри отдало свою награду «Заповеднику Аскания» Андрея ЛИТВИНЕНКО (Украина) с такой оценкой: «Свежее напоминание о собственной природе. Ритмичный и чувственный наратив фильма способен увлечь и растрогать аудиторию с любым бекграундом, а главные персонажи покоряют своей искренностью и преданностью делу».

Фильм повествует о четырех героях, чьи жизни так или иначе связаны с одним из самых больших в мире заповедников — Асканией-Новой. Литвиненко удалось найти качественный баланс между выигрышными самими по себе видами заповедника, кадрами животных — и разработкой этих очень непохожих персонажей. Первое без второго было бы лишь набором красивых картинок, второе без первого — тележурналистикой. Каждый имеет какие-то личные характеристики (один парнишка даже начитывает рэп о своей повседневности) и собственные маленькие драмы, и все это — в роскошных природных декорациях.

Во внеконкурсной программе лучших мировых картин Docu/Хіти было сразу два отечественных фильма: «Папа — мамин брат» Вадима ИЛЬКОВА (приз как наиболее инновационной ленте фестиваля документального кино в Ниони, Швейцария) и награжденные дипломом на «Артдокфесте» в Риге «Домашние игры» Алисы КОВАЛЕНКО.

«Папа — мамин брат» — это полноценная семейная драма: киевский художник, музыкант, открытый гей Анатолий БЕЛОВ становится поневоле отцом для собственной племянницы, чья мать имеет тяжелое психическое расстройство.

Алиса Коваленко работала над «Домашними играми» более двух лет. Главная героиня фильма — нападающая одного из киевских клубов, 20-летняя Алина, в чьей жизни было все что угодно, кроме хороших новостей. Ее родители сидели в тюрьме, мама умерла, отец-алкоголик забросил семью, и Алина поневоле стала матерью для младших брата и сестры. Футбол становится для Алины единственным шансом на достойную жизнь. Но все обстоятельства в ее жизни препятствуют продолжению спортивной карьеры.

Ни Коваленко, ни Ильков не драматизируют увиденное. Они внимательно и трезво следят за мотивами и эволюцией героев и героинь. Благодаря этому вроде бы случайные будничные события выстраиваются в захватывающие сюжеты, а образы главных действующих лиц поразительно меняются в течение рассказа, а это — качество настоящего игрового кино.

В конкурсе Docu/Україна первенство получила «История зимнего сада» (Семен МОЗГОВЫЙ). Сюжет базируется на судьбах павильона цветоводства киевского парка ВДНХ и его смотрительницы, старой садовницы Валентины ВОРОНИНОЙ, которая поддерживает это пространство. После сорока пяти лет работы ее просят уйти на пенсию, однако Воронина не соглашается с этим, потому что считает, что растения без нее погибнут. Этот фильм замечательно снят (оператор — Денис МЕЛЬНИК) и уже потому заслуживает внимания; однако содержательно он слишком прямолинеен, иногда доходит до мелодрамы.

В то же время, например, чрезвычайно интересный по форме полнометражный дебют Романа БОРДУНА «Божественные» остался вообще без наград, что не справедливо. У Романа получилось замечательное исследование связи человека с пространством его обитания, а также — стереотипов, которые украинцы разделяют о самих себе (съемки проходили в Киеве, Львове, Одессе), такая себе антропологическая мозаика без главных героев или даже целостного сюжета, но преисполнена визуальной энергии, меткой иронии и неявных смыслов.

Это традиционная проблема всех фестивалей, не только Docudays UA: жюри отдают преимущество фильмам легко прочитываемым, с четкой моралью, с очевидными ответами. Так, главный приз конкурса Docu/Світ получили «Голоса моря» британского режиссера Ким ГОПКИНС, по мнению жюри, «за мощных, трогательных и теплых персонажей, за любовь, которая побеждает все, за чувствительную камеру, которая создает гармонию героев в среде». Это история о двух семьях обычных кубинцев, об их нищей жизни на «осчастливленном» коммунистической диктатурой острове и о главном вопросе: бежать в США или нет? Это, конечно, качественная работа, но таких незамысловатых по форме и содержанию картин выходит ежегодно десятки. С другой стороны, не менее пронзительна, но несравненно более глубокая лента «Путь к горам» (режиссер — Миколь РУБИНИ, Франция-Италия-Украина) была проигнорирована (не в нашей газете — рецензию и интервью с Миколь читайте в этом номере «Дня»).

Специальная награда конкурса Docu/Світ и приз зрительских симпатий присуждены полнометражному дебюту Зоси РОДКЕВИЧ и Евгении ОСТАНИНОЙ «Белая мама» (Россия).

Главная героиня «Белой мамы» Алина МАКАРОВА — обычная женщина средних лет, мать пятерых собственных и одного приемного ребенка. В доме царит любовь и согласие, пока Алина не решает усыновить еще одного ребенка, в этот раз — проблемного 9-летнего мальчика, от которого отказалась предыдущая семья. Даня с первых же минут демонстрирует крайне неуравновешенный, истерический характер: приют крайне расшатал его психику.

«Белую маму» можно было бы назвать и романом воспитания, и даже, в определенном смысле, педагогической поэмой. Однако, как выдается, наиболее исчерпывающее определение — экзистенциональная драма. Правда, если в классическом экзистенциализме речь в конце концов идет о свободе выбора смерти, то здесь — о выборе жизни для другого и ради другого. В адаптацию Дани не верит никто. Вся семья очень скоро начинает его ненавидеть. Защищает озлобленного ребенка только Алина. Их отношения — идеальная иллюстрация еще одного тезиса (высказанного в пьесе Жана-Поля САРТРА «За закрытой дверью») экзистенциализма — «Ад — это другие», а также и ответ: есть такая любовь, которая преодолевает любой ад.

Еще один заметный фильм на тему семьи — «Перед тем, как отец вернется» грузинского режиссера Мари ГУЛБИАНИ — получил специальную премию от медиапартнера фестиваля Current Time TV — $3000.

Все началось с того, что Мари Гулбиани приехала в ущелье Панкиси, чтобы научить детей принципам кинопрофессии.

Панкиси — один из самых проблемных регионов Грузии. Живут здесь преимущественно мусульмане — выходцы из Чечни. Безработица и бедность — на каждом шагу. Как следствие, для мужской части местного населения радикальный ислам и террористическая война с «неверными» кажутся наилучшим выходом из тупика. У самых преданных учениц Мари, девочек-подростков Евы и Иман, родители, собственно, и поехали в Сирию воевать на стороне Исламского Государства.

Мари Гулбиани практически не вмешивается в события, остается на позиции наблюдательницы. Снимает дедушек и бабушек, которые с беспомощным страхом обсуждают новости телевизионные и местные: кто, когда и куда поехал воевать, кто погиб, кого разыскивают. Любуется невероятной красоты горными пейзажами. Не выпускает из поля зрения детей, которые, часто под руководством Иман и Евы, устраивают маленькие праздники с переодеваниями, танцами и съемками. Причем, что примечательно, во всех забавах мальчики не принимают почти никакого участия, смотрят со стороны, побаиваясь гнева ортодоксов-родителей.

И чем ярче, свободнее ведет себя Иман, тем больше грусти в глазах Евы. Развязка закономерна и не очень радостна: Ева с семьей едет к отцу в Данию, где женщин с ног до головы укутают в никабы и лишат телефонов и телевидения. Кинематограф стал спасением только для одной из героинь. В финале просто на стене школы Иман смотрит фильм, снятый с собой и с Евой в образе Чарли Чаплина: кадры, которые дают надежду, что добровольное отречение от свободы — не единственная альтернатива даже тогда, когда кажется, что альтернатив нет.

Я вспомнил только о некоторых заметных фестивальных картинах; в действительности их намного больше. Поэтому итоги нынешнего Docudays UA вполне отрадны. Фестиваль подтвердил статус самого авторитетного в стране форума неигрового кино, а украинская документалистика окончательно превратилась в полноценную, богатую именами и достижениями национальную школу, способную на равных выступать в мировом киносообществе.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ