Недавно команда Виталия Кличко презентовала программу первоочередных шагов Киевского городского председателя. Проанализировав эту программу, эксперты оценили ее неоднозначно. С одной стороны, в ней затронуты важные вопросы, c другой — выполнить поставленные задачи за 500 дней, отведенных нынешней власти, практически невозможно, говорит сокоординатор Совета по урбанистике Киева Григорий Мельничук. «В программе изложены правильные вещи, и не поддерживать их сложно. Но с написанием и презентацией программы явно кто-то поторопился. Наверное, эта программа должна была появиться месяц назад и побудить к общественному обсуждению. Времени у власти очень мало, 500 дней, поэтому хотелось бы в программе видеть те первоочередные вещи, которые можно выполнить уже сегодня. Но конкретики в программе нет, не сказано, в какой срок будут сделаны те или иные шаги».
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Среди первоочередных мер — сокрушительный удар по коррупции. Для этого планируется переподчинить службы внутреннего контроля и аудита непосредственно мэру Киева, модернизировать интернет-представительство Киевской городской власти для предоставления доступа к финансовым документам, чтобы создать возможности в режиме реального времени наблюдать за всеми денежными потоками города и государственными закупками, упростить и регламентировать разрешительные процедуры, создать публичный контроль закупок, единую публичную базу данных всех земельных участков и имущества, имеющихся в реестре коммунальной собственности города Киева.
Чтобы бюджет города использовался открыто и прозрачно, планируется провести оценку эффективности бюджетных программ, внедрить прозрачную процедуру определения тарифов, адресное финансирование образования, внедрить программу «Социальная аренда» для обеспечения киевлян жильем, проверить целевое назначение и фактическое использование отведенных городом земель, упорядочить рекламное пространство таким образом, чтобы оно вписывалось в ландшафт города, внедрить проекты энергоэффективности, оказывать адресную социальную помощь.
«В этом пункте есть ошибки, — говорит директор Института города Александр Сергиенко. — Например, прописано внедрение адресной социальной помощи в рамках программы «Турбота». А за этим сразу идет задание: определить категории льготников. Это две противоречивые вещи. Если помощь адресная, то никаких категорий быть не может».
Что касается инвестиционных приоритетов программы, то планируется привлечь средства на уже задекларированные поставки 80 новых 18-метровых троллейбусов, получить льготный кредит (по ставке 0,25 % годовых) на замену ртутных ламп уличного освещения в Киеве, строительство линии скоростного рельсового транспорта из жилмассива Троещина на правый берег Киева. Этой осенью планируется и проведение инвестиционного форума.
«Скоростной рельсовый транспорт из Троещины на правый берег — это осторожная формулировка, — говорит Григорий Мельничук. — Это правильно, поскольку необходимо провести экспертный технико-экономический анализ. Возможно, это будет трамвай, возможно — метро. Трамвай дешевле, но хватит ли его? Но, чтобы на Троещине появился хоть какой-то полезный транспорт, надо строить мост. Строительство моста — это не один год и не два. Скорее всего, этот вопрос решен не будет. На осень заявлено и проведение инвестиционного форума. Такое мероприятие проводилось еще при Александре Попове весной 2012 года. Инвесторы приехали, пообщались, но дальше общения дело не зашло, ничего конкретного мы не увидели. Нужно ли проводить этот форум сейчас? Возможно, стоит продемонстрировать миру, что с Киевом можно иметь дело, а тогда приглашать инвестиции?»
ВОПРОС ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ
У Александра Сергиенко вызывает неудовлетворение приобретение 18-метровых троллейбусов. «Если нам дадут кредит, мы эти троллейбусы купим, но у меня возникает вопрос: по каким маршрутам мы их пустим? Такой длинный троллейбус требует выделенной линии движения. Пустите его на Крещатик или Красноармейскую — он там не проедет. Он не будет нормально передвигаться и будет мешать другим».
В транспортной сфере планируется внедрение электронного билета, строительство хордовой магистрали в Киеве с выходом на Дарницкий мост, строительство системы перехватывающих паркингов около крайних станций метрополитена.
«Решить транспортную проблему Киева можно и с помощью скоростных автобусов на отдельных полосах, — говорит пан Мельничук. — Такая схема существует во многих городах мира. Другой проект — это развитие подъездов к Дарницкому мосту. С одной стороны, этот мост недогружен, с другой — неоднократно говорилось, что для нагрузки надо строить тоннель под ботаническим садом. Это огромные средства, такой проект у нас еще не реализовывался. Но действительно ли это нужно? Вот вопросы целесообразности и надо бы решить за эти 500 дней».
НАЧИНАТЬ С МЕНЬШЕГО
Особое место в программе отведено сотрудничеству с общественностью города Киева, в частности через местные общественные советы. Хотя механизм их создания тоже стоило бы усовершенствовать, отмечает Григорий Мельничук.
«Те общественные советы, которые существовали, понемногу вырождаются. Надо определить, каким именно должно быть представительство локальных территориальных общин. Мы можем сейчас определить, что такое территориальная община жилищного массива Нивки, что такое территориальная община жилищного массива Троещина. Они имеют общую территорию, общие проблемы, общие интересы, вокруг этой общности они объединяются. А вот община Шевченковского района или община Голосеевского района, который начинается на улице Саксаганского и заканчивается в Феофании, это довольно странные образования. Когда-то говорили, что районы Киева формировались по количеству членов коммунистической партии, бывало, что в одном дворе сходились границы нескольких районов. Это абсурдная ситуация. Нам надо перенять опыт городов Европы, где удачно существует именно локальное местное самоуправление. К примеру, в Берлине — более сотни таких образований с общими интересами», — говорит Мельничук.
Программа охватывает много фундаментальных вопросов, но, по мнению Григория Мельничука, начинать надо с меньшего. «Надо бы навести порядок с уличной торговлей, убрать киоски и внедрить определенную схему торговли. На этом этапе удачной будет и идея взаимодействия с общественностью, которая сейчас активно готова сотрудничать. Кроме того, остро стоит проблема мусора. Киев — чрезвычайно засоренный город. В центре за несколько часов утром мусорки наполняются. Надо увеличить их количество».
Но, несмотря на все недостатки, Александр Сергиенко уверяет, что Кличко может и будет работать над этой программой. «Есть множество вопросов к этой программе, но один весомый аргумент — превосходит недостатки. Это имя Виталия Кличко. Под это имя можно привлечь и кредиты, и инвестиции, и гранты международных финансовых организаций, можно привлечь специалистов-исполнителей», — подытоживает пан Сергиенко.