Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чернобыль сделал украинцев «зелеными»

Каково будущее зоны отчуждения: варианты
25 апреля, 2017 - 19:02
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

К сожалению, в Украине  вспоминают о Чернобыльской АЭС,  ее трагическом прошлом и пока еще неопределенном будущем, как правило,  накануне годовщины аварии. Тем не менее, наша страна обречена иметь в своем составе комплекс ЧАЭС, а ее проблемы, в том числе экологические, еще долго будут актуальными для всей страны и очень многих украинцев всех поколений.

ВОЗВРАЩЕНИЕ — «НЕВОЗМОЖНО!»

«Безопасность населения в Чернобыльской зоне сейчас на приемлемом уровне и не влияет на здоровье населения, — заявил по этому случаю глава общественного совета ЧАЭС, советник председателя Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения, бывший директор станции Сергей Парашин, но тут же спросил: — А когда можно будет туда возвращаться?» И тут же, без размышлений, ответил: «Никогда. Для этого нет ни экологических, ни экономических предпосылок». Но выглядит зона, по его мнению, хорошо, и с флорой и фауной там все в порядке. Парашин утверждает, что после Чернобыля он стал «зеленым». Однако, по словам бывшего директора ЧАЭС, эта зона никогда не будет полностью возвращена в экономику. 30 лет после аварии показали, что это невозможно.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

ОДИН НА ОДИН... С БЮДЖЕТОМ

Но что все же здесь  будет? Парашин приводит крайние варианты: или все извлекаем из разрушенной зоны «Укрытия», что слишком затратно и с финансовой точки зрения, и в плане риска для персонала, или ничего не извлекаем, а закрываем определенными сдерживающими материалами и делаем большой ящик — хранилище навсегда. Так не делалось нигде в мире, но нигде не было и такой катастрофы. Правда, современная наука и с этим не совсем согласна, она говорит: мы не знаем, что будет через 300 лет.

Есть и промежуточный вариант, отмечает советник, частично извлекаем, а частично хороним на месте. Все это требует, по словам Парашина, глубокого обоснования, а самое главное — нужно найти общественное понимание и у нас в стране, и за рубежом. Однако там все правила требуют захоранивать радиоактивные отходы в глубокой геологической формации. Это можно делать, когда соответствующего материала не очень много. А в нашем случае сейчас это очень сложно еще и из-за состояния нашего бюджета.

«Мы остаемся с ним один на один, поскольку все международные проекты в этом году заканчиваются, — рассказывает Парашин, — А любого развития в зоне отчуждения наш бюджет не предполагает. Все развитие шло за счет иностранной помощи. И это было тем элементом, который поддерживал активность. Очень активно сейчас обсуждается солнечная энергетика в Чернобыльской зоне. А делается столь же пассивно. Мы еще ничего не создали: очень большие препятствия на всех уровнях создает наша непобедимая бюрократия. Тем не менее, для строительства солнечных электростанций не существует непреодолимых проблем».

НИ ОДНА ПРОГРАММА ЗАХОРОНЕНИЯ ОЯТ НЕ ВЫПОЛНЕНА

«По количеству ядерных отходов Украина на европейско-азиатском континенте является второй после России, — информирует директор Института геохимии окружающей среды НАНУ Георгий Лисиченко,            — поэтому нам необходимо заниматься этими проблемами достаточно серьезно». Кроме Чернобыльской АЭС, у нас еще есть город Каменское (бывший Днепродзержинск), продолжает членкор НАНУ, — где был завод по переработке и обогащению урановых руд и где накопилось немало отходов. Ни одна программа по их захоронению не выполнена, а как раз сейчас проходит тендер, и есть надежда, что европейские деньги нам помогут решить проблему безопасности этого региона».

Лисиченко подчеркивает, что в Украине нет завершенного технологического цикла от переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и других ядерных отходов до получения конечного продукта, приемлемого для дальнейшего длительного хранения и захоронения. По его словам, недавно было сообщено, что программа работы с ядерными отходами была выполнена в 2016 году лишь на 12%, а Фонд по обращению с радиоактивными отходами наше правительство спокойно тратит и не дает его развивать.

«Сейчас международное сообщество совместно с нашими специалистами разработало концепцию захоронения радиоактивных отходов в Украине, — сообщил Лисиченко.    — Но даже в Европе до 2030 года хранилища не будут построены. Некоторые специалисты предлагают создать поверхностное хранилище для высокоактивных отходов и отработанного ядерного топлива».

НИ СЛУШАНИЙ, НИ РЕФЕРЕНДУМОВ

«После чернобыльской трагедии прошло уже 31 год, но в  Украине до сих пор нет четкого понимания, что делать с этой территорией (зоной отчуждения),  — говорит сопредседатель Ассоциации зеленых Украины Ярослав Задесенец. — В  частности, в зоне планируется создать площадки для хранения радиоактивных материалов из других регионов, в том числе централизованное хранилище ядерного топлива для трех атомных станций Украины. В этом случае речь идет о дополнительной нагрузке на пострадавший регион и дополнительном ввозе туда около 80 тысяч тонн радиоактивных материалов. Мы считаем очень важным полноценное участие общественности в принятии таких решений».

Активист напоминает, что единственные общественные слушания по проекту ЦХОЯТ состоялись в марте 2008 года.  По их итогам окончательное решение о строительстве должно было приниматься на местных совещательных референдумах, которые так и не были проведены. В 2016 году проект ЦХОЯТ  был отправлен на повторную государственную экспертизу, но общественные слушания, результаты которых являются частью оценки воздействия на окружающую среду, так и не были проведены. Одновременно власть решила вывести ситуацию в зоне отчуждения из ответственности местных советов. В результате население Киевской области фактически было лишено возможности принимать участие в любых решениях относительно зоны ЧАЭС.

Задесенец приводит данные социологического исследования, проводившегося осенью 2016 года. По его словам, 83% жителей Киева и области либо вообще ничего не знают о планах строительства ЦХОЯТ, либо что-то слышали, что такое решение готовится. 96% жителей Киевской области вообще против размещения там такого объекта. В Иванковском районе было собрано около 14 тысяч подписей против этого строительства. Лидер зеленых подчеркивает, что его организация не выступает против строительства ЦХОЯТ, но настаивает на том, чтобы законы Украины действовали на всех ее территориях, включая и зону отчуждения, а решения принимались открыто и прозрачно. Он требует опубликовать соответствующие материалы и провести полноценные общественные слушания. Глава постоянной комиссии по вопросам экологии Киевского областного совета Максим  Запаскин поддерживает лидера зеленых и отмечает, что облсовет в 2016 году выступил против строительства ЦХОЯТ в зоне отчуждения.

Своеобразный итог дискуссии подвел научный директор Бюро комплексного анализа и прогнозов Борис Костюковский. «Нигде и никогда население не поддержит создание хранилища ядерного топлива  — отмечает ученый, — Тем не менее, другого места, кроме зоны отчуждения, для него в Украине просто нет. Людям надо это разъяснить. Но если проект такого объекта никому не показывают и не хотят обсуждать, это абсолютно неправильно».

УРОВЕНЬ «ОЗЕЛЕНЕНИЯ»

Кто будет спорить с тем, что катастрофа в Чернобыле впервые в истории пробудила в украинцах экологическое сознание? Об этом может , в частности, свидетельствовать и то, что в Верховной Раде появилась фракция Партии зеленых, которая пыталась закладывать соответствующие принципы в законодательные акты. Где она теперь? В стране есть множество разрозненных общественных организаций, именующих себя «зелеными» или экологическими. Однако ни в парламенте, ни в обществе, ни в структуре энергетики и промышленности «зеленая» идеология не доминирует — находится, скорее, где-то на задворках общественного сознания. Тем не менее, брошенная Парашиным фраза «после Чернобыля я стал зеленым», для Украины совсем не случайна и должна иметь продолжение.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ