В статье «Свидовец: власть «забыла» о действии некоторых законов?» (вышла 7 сентября этого года на сайте «Дня») был основан правовой анализ ситуации по реализации идеи возведения мегакурорта Свидовец. Почему нарушение закона во время разработки детального плана территории Свидовца сейчас пытаются спрятать за процедурой оценки влияния на окружающую среду (ОВО), которую проходит документация по возведению курорта? Почему стратегическую экологическую оценку нельзя заменить оценкой влияния на окружающую среду?
В течение последних лет в Украине произошли существенные изменения в сфере экологического права. С декабря 2017 года действует новая процедура, предусмотренная Законом Украины «Об оценке влияния на окружающую среду», а с 12 октября 2018 года вступил в силу Закон Украины «О стратегической экологической оценке», который положил начало соответствующей процедуре документов государственного планирования.
Крайне важно понимать отличия этих двух процедур и уметь правильно их применять. Оценка влияния на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка (СЭО) не возникли на пустом месте. Они пришли на смену закону об экологической экспертизе, являются взаимозависимыми одна от другой и должны проходить в четкой последовательности одна за другой.
Сначала разрабатывается документ государственного планирования, который предусматривает во время своего выполнения осуществление деятельности, которая в дальнейшем будет проходить процедуру оценки влияния на окружающую среду. Документ государственного планирования проходит СЭО. Если такой документ не предусматривал деятельность, которая в дальнейшем планируется и подпадает ОВО, такая деятельность не должна получить позитивный вывод с ОВО, поскольку она не прошла оценку на этапе стратегического планирования развития территории. Ведь нечего, собственно, согласовывать.
К документам государственного планирования относятся детальные платы территорий. Их задача — определение планировочной организации и функционального назначения, пространственной композиции и параметров застройки и ландшафтной организации квартала, микрорайона, другой части территории населенного пункта, предназначенных для комплексной застройки или реконструкции.
Разработка детального плана территории за пределами населенных пунктов и внесение изменений в него осуществляются на основании распоряжения соответствующей районной государственной администрации.
ДЕТАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕРРИТОРИИ ОПРЕДЕЛЯЕТ:
1) принципы планировочно-пространственной организации застройки;
2) красные линии и линии регулирования застройки;
3) функциональное назначение, режим и параметры застройки одной или нескольких земельных участков, распределение территорий согласно строительным нормам, государственным стандартам и правилам;
4) градостроительные условия и ограничения (в случае отсутствия плана зонирования территории) или уточнения градостроительных условий и ограничений согласно плану зонирования территории;
5) потребность в предприятиях и заведениях обслуживания населения, место их расположения;
6) целесообразность, объемы, последовательность реконструкции застройки;
7) очередность и объемы инженерной подготовки территории;
8) систему инженерных сетей;
9) порядок организации транспортного и пешеходного движения;
10) порядок комплексного благоустройства и озеленения, потребность в формировании экосети;
11) границы прибрежных защитных полос и пляжных зон водных объектов (в случае отсутствия плана зонирования территории).
Таким образом, детальный план территории прописывает будущую планируемую деятельность, которая в дальнейшем будет подпадать под процедуру оценки влияния на окружающую среду. В частности в разделе относительно потребности в предприятиях и заведениях обслуживания населения место их расположения не приведено в детальном плане территории, как и место и роль среди таких предприятий и заведений курорта Свидовец. Информация в сообщении о планируемой деятельности, которая подана на ОВО, содержит общую информацию и не коррелируется с детальным планом территории.
Закон «О стратегической экологической оценке» определяет, что процедура СЭО распространяется на документы государственного планирования, которые касаются сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыбного хозяйства, энергетики, промышленности, транспорта, обращения с отходами, использования водных ресурсов, охраны окружающей среды, телекоммуникаций, туризма, градостроения или землеустройства (схемы) и выполнения которых будет предусматривать реализацию видов деятельности (или которые содержат виды деятельности и объекты), относительно которых законодательством предусмотрено осуществление процедуры ОВО, или которые требуют оценки, учитывая вероятные последствия для территорий и объектов природного заповедного фонда и экологической сети.
Описанная будущая деятельность по сооружению курорта Свидовец в соответствии с разработанным детальным планом территории охватывает такие сферы, как лесное хозяйство (на этапе ОВО это рубка более 1 гектара), сферы энергетики (на этапе ОВО это прокладывание новых линий ЛЭП), сферы транспорта (на этапе ОВО это новое транспортное сообщение, строительство дорог, а также аэропортов), обращение с отходами (на этапе ОВО — это оценка объемов их образования, строительство канализации и очистительных сооружений), водные ресурсы (на этапе ОВО оценка разрешений на строительные работы по сооружению мелиоративных систем и отдельных объектов инженерной инфраструктуры мелиоративных систем). Такая деятельность должна быть отражена в детальном плане территории и должным образом оценена. Кроме того, такая оценка должна учесть существование на этой территории Изумрудной сети, экологической сети и охранной зоны Карпатского биосферного заповедника. Однако именно из-за отсутствия должного детального плана территории эти вопросы не были исследованы.
Предупреждение негативных последствий во время реализации принятого документа государственного планирования, которым является детальный план территории, возможно только после надлежащей их оценки. Отсутствие детальной информации на этапе ДПТ делает невозможным проведение качественной оценки влияния на окружающую среду на этапе ОВО! Следовательно, стратегическая экологическая оценка имеет свои задачи, а оценка влияния на окружающую среду — свои, и не существует правовых оснований замещать одну процедуру другой.
Почему ДПТ разрабатывали и утверждали районные администрации, а на ОВО подалась областная администрация?
По законодательству детальный план территории за пределами населенного пункта рассматривается и утверждается соответствующей районной государственной администрацией в течение 30 дней со дня его представления.
Разработанный детальный план территорий по сооружению будущего комплекса Свидовец охватывает не один район, а два — Раховский и Тячевский. Следовательно, норма закона о соответствующей районной администрации не может быть соблюдена, потому что территория, которая описывается в детальном плане территории, выходит за пределы одного района.
Предусмотрел ли законодатель на этот случай план действий? Да. В приказе от 16.11.2011 №290 «Об утверждении Порядка разработки градостроительной документации» отмечено, что в случае отсутствия административного района ДПТ разрабатываются и утверждаются по решению областных администраций. То есть части территории Раховского и Тячевского районов, которые вошли в детальный план территории по сооружению курорта Свидовец, не имеют общего административного района, а соответственно — решение о разработке такого ДПТ должна была принимать Закарпатская ОГА.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Закона «О регулировании градостроительной деятельности», по решению Кабинета Министров разрабатываются схемы планирования отдельных частей территории, к которым относится горная территория Карпат. К горным территориям Карпат относятся территории Раховского и Тячевского районов, согласно критериям, определенным в Законе «О статусе горных населенных пунктов в Украине».
Кроме того, Закон «О Генеральной схеме планирования территории Украины» определяет особо ценными территории Закарпатской области и предусматривает планирование развития этих территорий на государственном уровне.
Следовательно, планируя такое масштабное строительство в пределах области, решение о разработке ДПТ и их утверждение должно было приниматься органом власти не ниже уровня областной администрации, а учитывая уязвимый статус Карпатского региона, особенно горных Карпат, такое решение должно было приниматься на уровне Кабинета Министров.
Возможно, именно учитывая это, и объясняется подача документов по сооружению курорта Свидовец на оценку влияния на окружающую среду Закарпатской областной администрацией. Однако это обращение Закарпатской ОГА не решает проблемы нарушения процедуры разработки и утверждения детального плана территории сооружения курорта Свидовец без согласия Закарпатской областной администрации. Кроме того, возникает вопрос дальнейшей передачи полученных выводов субъектам ведения хозяйства, поскольку, учитывая все, курорт Свидовец — коммерческий проект, владельцем которого не будет Закарпатская ОГА.
Как видим, нарушение процедур разработки и принятия документов государственного планирования влечет появление некачественных документов, которые не позволяют принять решения по предупреждению негативных последствий на будущее и на этапе стратегического планирования, и на этапе оценки частных индивидуальных проектов. Конечно, ситуацию, сложившуюся вокруг сооружения нового курорта Свидовец, можно исправить путем отмены существующих детальных планов территорий и разработки нового детального плана территории с соблюдением всех законодательных требований.