Для Киева уже разработан проект бюджета на 2015 год, кроме него готова Программа социального и экономического развития столицы. Они будут рассматриваться на ближайшей сессии Киеврады. «День» также просмотрел свыше 200 страниц этих документов, на первый взгляд — столица будет жить чуть ли не «в шоколаде». Здесь и ремонт трамвайных вагонов, строительство 200 игровых и спортивных площадок, и капремонт 30 бюветов, и ремонт канализационных стоков, котельных, систем водоотвода, не забыли и об улучшении асфальтового покрытия на столичных автодорогах, новых транспортных развязках, утеплении зданий бюджетной сферы, доступном жилье, даже о новых детских садиках и школах. Однако если сравнить, на что и сколько денег предусмотрено в столичном бюджете, возникает сомнение, действительно ли будет жизнь такой комфортной, как описывают авторы настоящих нормативных актов?
Если взять общие цифры доходов и расходов, заложенных в столичной смете, то потратить планируется 20 миллиардов гривен, а получить — 22 миллиарда гривен. Основная часть доходов приходится на налоговые поступления, свыше 12 миллиардов гривен, в том числе 10 миллионов от налога на недвижимое имущество, 30 миллионов от сбора за парковочные места, еще ожидают восемь миллиардов субвенций из государственного бюджета.
НА ПАРКОВКАХ ГОРОД МОЖЕТ ЗАРАБОТАТЬ НЕ 30, А 300 МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН — ТОГДА ГДЕ ЖЕ ОСТАЛЬНЫЕ?
Но независимые эксперты, которые анализируют столичный бюджет уже не первый год, утверждают, что Киев может получать значительно большую прибыль, чем закладывается каждый раз в смете. И не от правительственных субвенций и налогов киевлян. Достаточно преодолеть коррупционные схемы и вывести деньги из тени. Председатель фонда «Відкрите суспільство» Иван Сикора убежден, что только на парковках Киев может зарабатывать 300 миллионов гривен, поскольку 90% парковочных мест сейчас работают неофициально. А от налога на недвижимое имущество, который платят юридические лица, в проекте бюджета предусмотрено 22 миллиона гривен прибыли на год. Сикора отмечает, что в Киеве приблизительно три миллиона квадратных метров коммерческой недвижимости, если взять даже смешную цену аренды по 20 гривен за метр, получаем цифру втрое больше, чем та, которая заложена в бюджете.
— Если новая команда не предпринимает шагов, обещанных перед выборами, то дальше все превращается в старую песню предшественников, что в настоящий момент и видим. Все коррупционные риски и практики со времен прошлой власти перешли в этот бюджет, — говорит Иван Сикора. — Бюджет любого города основывается на доходах от земли, недвижимости, торговых площадей, парковки, рекламы. Приблизительно 50 миллиардов средств теряет бюджет Киева от земельных махинаций, логично, что новая команда должна принять меры для выведения этих средств из тени. В декабре был проведен аудит коммунальных предприятий, отчитались об их убыточности, но нет мероприятий о выведении этих предприятий из кризиса, зато имеем месседж, что убыточную работу «Киевского метрополитена» и «Киевпастранса» должны покрыть за счет повышения стоимости проезда, а о том, чтобы найти инвесторов, заключить новые договора аренды о местах для рекламы и тому подобное — речь не идет.
ТРИ МИЛЛИОНА — НА ПАМЯТНИКИ И РАЗДАЧУ ДОЛГОВ
Поэтому эксперты просят депутатов Киеврады не голосовать за такой вариант бюджета. Но, вероятно, сомневаются в том, что их услышат, потому что уже не один раз принимали участие в заседаниях бюджетной комиссии, давали свои предложения и замечания, ни одно из них в проекте не учтено. Если посмотреть распределение расходов, то становится понятно, почему.
На деятельность Киеврады предусмотрено 72 миллиона гривен, на аппарат КГГА на семь миллионов больше. Больше всего из бюджета потянет на себя Департамент транспортной инфраструктуры КГГА: один миллиард 785 миллионов гривен, на Департамент градостроения и архитектуры — 53 миллиона гривен, из них большая часть пойдет на разработку неуточненных схем и проектов.
На Управление охраны культурного наследия, которое в настоящий момент реорганизовывают и присоединяют отдельным подразделением к Департаменту культуры, планируется 14 миллионов гривен столичного бюджета. Из них три миллиона пойдет на сохранение, развитие, реконструкцию и реставрацию памятников истории и культуры. Что интересно, на эти средства хотят реставрировать усадьбу Мурашко, которую отстояла общественность и уберегла от уничтожения, и Дом Артынова в Свято-Фроловском женском монастыре. Но в Киеве в упадочном состоянии находятся не два памятника архитектуры, а хорошая сотня. Из этой трехмиллионной суммы свыше 800 тысяч гривен нужно отдать в счет долгов за ремонт памятника князю Владимиру и ремонт корпуса настоятеля при НАУКМА. Долги тянутся еще с 2013 года.
НА «ЖОВТЕНЬ» ДЕНЬГИ НАШЛИ И НА СКАНДАЛЬНЫЙ ГЕНПЛАН — ТОЖЕ
К счастью, в городских программах предусматриваются средства на восстановление кинотеатра «Жовтень», сейчас речь идет о сумме 12 миллионов гривен. Также планируется заняться компьютеризацией музеев города, обновлением перечня памятников истории и культуры в Государственном реестре, реставрацией Андреевского спуска и т. д. Отдельно на Департамент культуры заложено пять миллионов гривен. А вот на разработку Генплана развития столицы до 2025 года — еще два миллиона гривен, это при всем том, что план уже давно готов, распечатан в брошюрах, на что уже потрачено 16 миллионов бюджетных гривен.
И именно от него зависит, будет ли вообще что охранять и о чем заботиться в столице. Потому что Генплан-2025 архитекторы и киевоведы считают губительным для культурного лица Киева, да и для его зеленых зон тоже. Незаконное выделение земли, неправомерное строительство без документов и необходимых разрешений, по словам экспертов, станут правомочными после принятия этого Генплана. В целом, речь идет о 170 проблемных участках.
— Есть интересный документ, на который в бюджет заложены деньги, — стратегия развития Киева до 2025 года. В ней земли жилой и общественной застройки входят в площадь 16 тысяч гектаров. В Генплане и Программе по охране земель говорится о 28-ми и 14-ти тысячах гектаров. При таком расхождении показателей, о каком бюджете мы говорим? В школах и детсадах нечем заплатить за питание детей, но есть в бюджете 77 миллионов гривен на развитие земельного кадастра, уже семь миллионов проели. Но мы не увидели отчет об использованных деньгах, о результатах, а нам навязывают продолжение этих программ, — комментирует член Академии архитектуры Виктор Глеба.
ТРАНСПОРТНЫМ РАЗВЯЗКАМ — БЫТЬ
Эксперты жалуются, что новая команда не хочет менять методы управления городом. К примеру, в программе развития столицы делается акцент на то, что Киеву необходимо развивать туристический потенциал, в частности автомобильный туризм, выставочную и рекламную деятельность, а еще завершить проект «Днепровская жемчужина», начатый еще при Черновецком. На самом деле, суть этой жемчужины не в туристической привлекательности Киева, а в застройке Днепровской набережной. И об этом уже не один год рассказывают общественные эксперты, а отменять проект никто не собирается.
Относительно транспорта, здесь планы мэрии, как говорят в народе, почти наполеоновские. На обновление вагонов метро планируется 123 миллиона гривен, и это не на закупку новых, а только на переоснащение. Завершение реконструкции развязки на Почтовой площади требует 32 миллиона гривен, втрое больше нужно на строительство Подольского мостового перехода через Днепр. Немного меньшие суммы предусматриваются еще на десяток транспортных развязок, реконструкцию трамвайных путей, развитие системы паркования, вторую очередь строительства «Городской электрички», которая в настоящий момент функционирует с перебоями и пока себя не оправдала.
НА ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРУ — 15 МИЛЛИОНОВ, НА НОВЫЕ ЛИФТЫ В КГГА — 13 МИЛЛИОНОВ
Не забыли и о развитии велоинфраструктуры, за что долго боролись активисты Ассоциации велосипедистов Киева, и на это предусмотрено 15 миллионов гривен. Но здесь вопрос еще и качества велодорожек. Потому что вспоминается, когда открыли велодорожку на проспекте Победы, велосипедисты взялись ее инспектировать. Выяснилось, что автовладельцы пользуются ею как местом для парковки, торговцы — местом для продажи своих товаров. А для велосипедистов места не остается.
И действительно ли так много готовы выделить депутаты на велосипедную индустрию, по сравнению с тем, сколько планируют выделить на содержание аппаратов Киеврады и КГГА? Потому что только на замену, реконструкцию и модернизацию лифтов в помещении Киеврады заложено 13 миллионов гривен. И это всего лишь одно помещение, которое не так давно пережило почти капитальный ремонт. Для сравнения, на замену или ремонт лифтов в жилых домах столицы предусмотрено 15 миллионов гривен, сумма хоть и большая, но пропорции, согласитесь, несправедливые.
Поэтому требование общественных экспертов пересмотреть бюджет — понятно. Теперь ждем, какой будет реакция новой команды? И будет ли вообще?