Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музеи для всех: с чего начинается инклюзивность в отрасли

Необходимое установление «минимального стандарта доступности»
24 сентября, 2021 - 10:23
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТУРИЗМ БЫЛ ТЕМОЙ ОДНОЙ ИЗ ПАНЕЛЬНЫХ ДИСКУССИЙ ВО ВРЕМЯ ФЕСТИВАЛЯ «МАНДРУЙ УКРАЇНОЮ» В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ НАРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И БЫТА. В ЧАСТНОСТИ, ЭКСПЕРТ ПРОЕКТА INCLUSIVE TRAVELS IN UKRAINE ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ ПРЕДСТАВИЛ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ДОСТУПНОСТИ МУЗЕЕВ УКРАИНЫ. ИНФОГРАФИКА АКТИВНОСТИ РЕГИОНОВ

Почти половина музеев Украины сегодня физически недоступна маломобильным посетителям, которые передвигаются на колясках. Об этом свидетельствуют предварительные данные мониторинга состояния инклюзивности музейной сферы, что проводится сейчас в рамках проекта «Inclusive Travels in Ukraine: доступность музеев Украины» при поддержке Украинского культурного фонда.

Согласно результатам исследования, лишь 18% музейных зданий имеют вход в один уровень с землей, который является самым удобным для колясочников. В остальные надо подниматься по лестнице. И только 40%  этих лестниц оборудовано пандусами. Следовательно, маломобильные украинцы даже теоретически не имеют доступа приблизительно к половине музейных экспозиций, представляющих национальное историко-культурное наследие.

Теоретически, поскольку зайти в музей — это лишь часть проблемы. Свободно передвигаться на колясках в музейных помещениях повсеместно мешают загроможденные коридоры, узкие двери, высокие пороги, отсутствие лифтов или подъемников между этажами. Сами экспозиции преимущественно не приспособлены для осмотра с колясок. И только 11,5% музеев декларируют наличие у себя инклюзивной гардеробной.

Посетители с другими видами инвалидности, например с нарушениями зрения или слуха, также редко имеют возможность полноценно получить музейные услуги — почувствовать хоть некоторые экспонаты на ощупь или получить экскурсию на языке жестов. С барьерами и сложностями в музеях также сталкиваются люди с временными травмами, люди старшего возраста, родители с младенцами и тому подобное.

В конечном итоге, мы и не надеялись на лучшие результаты, когда начинали проект Inclusive Travels in Ukraine. Ведь большинство современных украинских музеев создавалось в советское время, когда строительные нормы и правила планирования помещений были далекими от принципов универсального дизайна. И если осовременивание устаревших музейных экспозиций частично происходит почти везде, то уровень инклюзивности музейных заведений остается по большей части очень низким.

Но все-таки главная цель проекта — фиксация нынешнего состояния доступности музейной отрасли, а также создание каталога музеев Украины с описанием имеющихся условий и удобств для приема разных категорий посетителей. Чтобы каждый мог себе избрать тот музей, где его могут полноценно принять. Для этого мы уже провели масштабное анкетирование музеев с помощью специально разработанной специалистами методики. На сегодня в нем участвовало свыше 250 музеев почти из всех регионов Украины. А это лишь 10% от общего количества музеев Украины, к тому же это самые посещаемые музеи — те, которые представляют наибольший интерес как для туристов, так и для местных жителей.

Среди лидеров по количеству заполненных анкет: Черниговская, Хмельницкая, Днепропетровская, Сумская, Львовская, Запорожская области и город Киев. Единственная область, где ни один из музеев пока что не приобщился к проекту, — Закарпатская. Но актуален уже второй этап мониторинга самых посещаемых музеев силами волонтеров, который должен закрыть основные пробелы.

Кроме сбора актуальной информации для каталога, наше анкетирование должно также обратить внимание музейного сообщества на то, насколько широкой является проблема доступности и как много разных барьеров имеют наши общественные пространства. Устранение многих из них, безусловно, требует каких-то технических решений, иногда сложных и стоимостных, но некоторые проблемы можно решить с помощью простых средств и почти бесплатно!

Например, странно, что элементарная навигация по залам внутри помещений в наличии меньше чем в половине музеев. Ведь указатели по маршруту экскурсии и в гардеробную — это очень простая вещь, реализация которой почти не требует расходов, потому что может быть временно реализована даже с помощью подручных средств. Также странно, что меньше трети музеев имеет хотя бы частично инклюзивные экспозиции, предусматривающие разные форматы подачи информации, влияющих на разные органы чувств, а следовательно, доступны посетителям с нарушением зрения или слуха.

Но больше всего удивляет низкий уровень информационной доступности. Большинство музеев не имеют своих вебсайтов и даже бесплатных страниц в соцсетях. А если и имеют, информация на них часто бывает неполной, неактуальной, или ее просто трудно найти. Из 2500 музеев, информация о которых содержится в официальных правительственных реестрах, нам удалось найти электронную почту лишь половины. Но даже по телефону далеко не со всеми из них наша коммуникационная команда смогла установить обратную связь. Так на что надеяться обычному туристу, который планирует свое путешествие, но не может узнать режим работы, стоимость билетов и экскурсий?

Все это убеждает, что музейная отрасль требует установления «минимального стандарта доступности», разработки специальных норм и наставлений для обеспечения безбарьерности, проведения соответствующих тренингов для музейных сотрудников. Но и самим музейщикам не обязательно ждать «Большой реставрации», чтобы ввести, по крайней мере, отдельные элементы инклюзивности в своих заведениях. Анкета проекта Inclusive Travels in Ukraine подскажет им для этого огромное количество идей.

Андрей ТЫЧИНА, журналист и путешественник, соавтор проекта «Inclusive Travels in Ukraine: доступность музеев Украины»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ