Несмотря на скандальное решение Киевсовета от 28 февраля о присоединении к Киеву двух тысяч гектаров земель области, оказывается, городские власти планируют развивать город в прежних границах. На одном из ближайших заседаний архитектурно-градостроительного совета будет рассматриваться проект нового Генерального плана Киева, который нашел территориальные резервы в нынешних пределах Киева.
Спорные 2 тысячи гектаров — на самом деле мелочь. По действующему, уже устаревшему, Генплану развивать Киев планировалось за счет расширения города на новых территориях площадью целых 64-х тысяч гектаров. Предполагалось, что столица будет расти на север и на юго-запад за счет территорий, которые ей не принадлежат. Эти немалые площади земли должны были изъять у прилегающих сельских советов и городов Киевской области. За счет этого территорию Киева собирались увеличить практически в два раза. Такие новшества не были согласованы с областными властями, с правительством, с территориальными общинами столицы и области.
«Киев не первый год «сидит» на своих границах, а до 2025 года нам предстоит построить еще половину такого города, — утверждает Сергей ЦЕЛОВАЛЬНИК, главный архитектор столицы. — Границы переходить нельзя, но в этом и нет смысла. Я считаю, Киев, во-первых, должен за пределами центра подниматься вверх, чтобы не оставаться на местечковом уровне. И, во-вторых, необходимо уходить вглубь — тоннелями, дорогами, инженерными сооружениями».
Кстати, средняя плотность населения в европейских столицах превышает 5 тысяч человек на квадратный километр. Например, в Бухаресте 8 тысяч человек на квадратный километр, в Лиссабоне — 7 тысяч, в Лондоне — почти 5 тысяч, а в Париже вообще 21 тысяча человек на квадратный километр. В Киеве этот показатель не достигает и 3,4 тысячи человек на квадратный километр, или 340 человек на гектар, то есть по европейским меркам нашу столицу нельзя отнести к переуплотненным.
ГДЕ «ЗАРЫТ» РЕЗЕРВ
«Поскольку значительные территории города используются неэффективно, сегодня у нас есть резерв в 10 тысяч гектаров, позволяющий не уплотнять жилую застройку», — заявляет Сергей БРОНЕВИЦКИЙ, начальник Института Генерального плана города Киева.
Из них для жилой застройки планируется использовать около 2,7 тысячи гектаров, то есть до 30 %. Это даст возможность вести застройку с плотностью населения не более 380 человек на гектар, что позволяет запроектировать в новых микрорайонах детские сады, школы, объекты социальной сферы, скверы и спортивные площадки. Прочие ресурсы, по словам Сергея Броневицкого, будут использоваться для строительства новых магистралей, транспортных объектов, учреждений столичной сферы услуг, новых парков и спортивных комплексов.
Резерв, который нашли разработчики Генплана, — это ветхий фонд, старые постройки, участки теплиц, складов и тому подобное. Некоторые территории вообще свободны от любой застройки, поскольку они резервировались для будущего развития предприятий оборонного комплекса. Например, в Киеве до сих пор остаются свободные территории, отведенные под комплексную жилищно-общественную застройку, и неосвоенные в предыдущие годы — почти 700 гектаров: Теремки-3 в Голосеевском районе, Осокорки Северные, Осокорки Центральные, микрорайон 11 жилмассива Позняки в Дарницком районе, жилой район по улицам Озерной и Северной в Оболонском районе.
Ресурсами под застройку являются также кварталы и микрорайоны послевоенной старой застройки, где остается 92,8 тысячи квадратных метров ветхого и аварийного жилого фонда, который подлежит сносу.
«Наиболее правильным, с точки зрения градостроительства, мне кажется начинать строить стартовые многоэтажные дома, в которые переселять, по их согласию, жителей окружающих «хрущевок», — говорит Сергей Целовальник. — Затем сносить старые дома и строить новые уже на их месте, и так далее по цепочке. Нужно изменить облик застройки столичного города, уйти от периферийного застоя».
Суммарная площадь территорий, которая нуждается в поэтапной реконструкции устаревшего жилого фонда, составляет на этап в 15 — 20 лет около 400 гектаров, на перспективу — около 600 гектаров.
Кроме того, в пределах нашей европейской столицы ни много ни мало 2,7 тысячи гектаров земель сельхозназначения. Из них более 400 гектаров проект Генплана предлагает использовать для жилой многоэтажной застройки, строительства доступного жилья. В частности, по проспекту Правды в Подольском районе.
На территориях специального назначения площадью 670 гектаров предлагается строить жилье для военнослужащих и доступное жилье. Эти участки находятся по улицам Бориспольской, Тростянецкой, Пономарева (возле поселка Коцюбинского), Качалова, Отдыха, Трутенко, Ломоносова.
Промышленные предприятия останутся, но поделятся с городом землей, которую они не используют рационально. В резерве значительные территории промышленного и коммунально-складского назначения — без малого 2 тысячи гектаров. Это территории Куреневско-Подольского промузла на правобережье, а также по улицам Мартовской и Регенераторной на левобережье.
«В то же время на перепрофилированных производственных и коммунально-складских территориях не обязательно развернется жилая или деловая застройка, — подчеркивает Сергей Броневицкий. — Вместо складов будут появляться и зеленые насаждения общего пользования. В составе 10 тысяч гектаров территориальных ресурсов планируется около 2,3 тысячи гектаров использовать для создания зеленых зон общего пользования: новых парков, скверов и лесопарков. Они также появятся на склонах балок, на Днепровских островах и прибрежных полосах Днепра, малых рек и озер, за счет прилегающих к жилым массивам городских лесов».
ПРИДЕТСЯ МИРИТЬСЯ?
«Я считаю, что концепция Генерального плана глубоко неправильна в том, что Киев должен развиваться в своих пределах, — критически оценивает проект Иван Салий, глава КГГА в 1992 — 1993 годах. — По моему мнению, надо указом Президента назначить одного губернатора на Киев и Киевскую область, создать одну администрацию столичной агломерации, которая будет обеспечивать разработку единой стратегии, один Генеральный план».
«Мы будем использовать методику и подходы, которые есть, например, у Парижа или Лондона, — обещает Сергей Броневицкий. — Эти города фактически не расширяют свои границы, но генпланы их застроек предполагают совместное использование пригородной зоны. В Париже создали общий координирующий орган, в котором мэрия Парижа и представители избранных органов пригородной зоны вместе решают все вопросы застройки города и прилегающих территорий других общин. Мы будем идти с такой инициативой в Кабмин, чтобы в перспективе создать для Киева и области такие же местные органы управления, которые будут решать вопросы развития 10 районов Киева, выноса промышленных предприятий за территорию города, транспортных развязок, единого зеленого каркаса».
КОММЕНТАРИЙ
Игорь ЛУЦЕНКО, общественный активист, основатель ГИ «Збережи Старий Київ»:
— Гармоничным развитие Киева может быть только при том условии, что Киевом будут руководить не как отдельным городом, а вместе со всеми городами-спутниками. То есть как Киевской агломерацией. И эта агломерация должна иметь единый координационный или даже управленческий центр. Вот тогда это будет действительно оптимальный процесс, и в теории это сможет снять все эти споры по поводу того, расширять или не расширять город. На мой взгляд, неважно, расширять или нет Киев, — главное, чтобы была общая инфраструктурная политика на этой всей территории, экологическая политика и тому подобное. Такое решение, с точки зрения мировой практики, является оптимальным. Например, Парижский агломерат — это Париж, и все то, что расположено в часе езды электричкой от его центра. Так же, по сути, функционирует и Киев — люди ездят на работу из предместья и назад по такой же схеме. Соответственно, всем этим нужно как-то комплексно руководить, внедрять какое-то управление.
В настоящее время область отделена от Киева, и это фактически какие-то разные политические группировки, которые могут между собой враждовать или мирно жить, но их интересы могут быть абсолютно противоположны, и они могут не учитываться. И это — нездоровая ситуация. Отсюда все упирается в изменение серьезных основополагающих правоотношений в целом в государстве. Поэтому я считаю: все это нужно менять на очень высоком уровне. А, с точки зрения тактики, на мой взгляд, нужно, чтобы Киев в настоящее время имел как можно больше возможностей диктовать свою политику. Если состоятся выборы, — дай Бог, чтобы они были, — то будет более демократический состав Киеврады и, соответственно, будет тяжелее внедрять земельный дерибан. На контрасте с тем же пгт Коцюбинским, где до сих пор большинством голосов запросто можно разделить на паи свой Святошинский лес и нормально себя чувствовать. Думаю, если киевляне переизберут Киевраду и выберут своего мэра, то они не позволят так запросто обращаться с этими лесами. Потому что, возможно, жителям Коцюбинского того леса субъективно хватает, а киевлянам лесов точно не хватает.
Подготовила Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»