Сделать прививку, сдать необходимые анализы, проконсультироваться относительно заболевания, взвесить-померять младенца, оформить больничный и даже вести беременность — это неполный перечень услуг, которые должен предоставлять семейный врач. В целом список содержит двадцать пунктов. Что в него добавить, а что убрать — Министерство здравоохранения сейчас собирает мнения медицинского сообщества, вынося на обсуждение проект приказа о порядке предоставления первичной медицинской помощи. По этому приказу помимо традиционных консультаций касательно заболеваний врач должен составлять план наблюдения за здоровьем своего пациента, прописывать, когда и какие анализы следует сдать, у каких узких специалистов дополнительно проконсультироваться. Также врач должен заниматься иммунопрофилактикой, оказывать паллиативную помощь, агитировать за здоровый способ жизни — то есть делать все от него зависящее, чтобы пациент имел минимум проблем со здоровьем.
ДВАДЦАТЬ «НО»
Идея профилактики заболеваний среди населения и особая роль в этом семейного врача — хороша. Для простых граждан такой универсальный врач просто находка, но справятся ли медики с предлагаемым объемом работы, имея на учете по две тысячи пациентов? И будут ли иметь под рукой все необходимое оборудование? Минздрав также обнародовал длиннющий список необходимых для семейного врача вещей, в котором, помимо весов, глюкометра и тонометра в кабинете такого врача должны быть холодильники для медикаментов и вакцин, кушетка, стол для пеленания, кислородная подушка и еще ряд важных вещей.
Если раньше врачи первичного звена жаловались в комментариях «Дню», что до конца не понимают, чего от них хочет министерство, то сейчас вопросы другие — за чьи деньги покупать все это оборудование? Ответ должна была дать встреча медиков из регионов с представителями Минздрава. Около сотни специалистов сформулировали свои замечания в двадцать правок к нормативно-правовым актам, которые регулируют деятельность первичного звена. Министерство пообещало учесть все, и даже после встречи осталось немало непонятностей.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛОЖКА ДЕГТЯ
Иван Каминский, бывший главный врач Коростеньского района Житомирской области, объясняет, что большинство замечаний касаются юридической сферы: пока не приняты законы о медицинской реформе (а их до сих пор нет), пока не внесут изменения в Бюджетный, Хозяйственный и Земельный кодексы Украины, говорить о реформе нет никаких правовых оснований.
«Идея правильная, но нет условий для ее реализации, — объясняет медик. — Непонятно, в какой организационно-правовой форме могут существовать амбулатории, а в соответствии с этим Минздрав должен писать приказ об их положении и уставе, определять нормативные штаты. Министерство заявляет, что врач будет заключать договор с пациентом, но в чьем штате будет этот врач? Сейчас создано много центров первичной медико-санитарной помощи, на которые возложена функция предоставлять услуги из вот этого гарантированного пакета. Так врач этого центра будет заключать договор с пациентом? Юридически настоящие договоры не будут иметь никакой силы, это гражданский договор, и тогда ни о каком финансировании нельзя говорить. Как деньги пойдут за пациентом, если договор нелегитимен?»
По мнению Ивана Каминского, семейные амбулатории могут работать по опыту Германии: как частные заведения, но с государственным финансированием. «Врач создает юридическое лицо, частное предприятие, переходит в статус юридического лица, которое уже имеет право заключать договоры на обслуживание населения. Даже действующего законодательства достаточно, чтобы эта амбулатория получала бюджетные средства, — продолжает врач. — Если медики будут оформлять себя как физические лица-предприниматели, что предлагает Минздрав, как они будут работать, когда средства будут выделяться на Национальную службу здоровья? Это то же, что бизнес будет заключать договор с государством. И во сколько эта услуга обойдется государству, если ФЛП (физическая лицо-предприниматель. — Авт.) должен платить кучу налогов?»
Министерство здравоохранения объясняет, что правовая почва для работы семейных врачей как раз готовится. Но ведомство не очерчивает временные рамки, когда соответствующие законы и нормативные акты примут.
МЕДСЕСТРА В ПОМОЩЬ
Уже с весны пациенты будут искать своих врачей и заключать с ними договоры. Эксперты прогнозируют: именно тогда начнутся реальные проблемы на местах, с критикой от медперсонала и граждан. Не исключают, что не все приспособятся к обновленным условиям работы.
Главный врач Киевского городского центра здоровья Отто Стойка считает, что при таком широком пакете медицинских услуг многие функции первичного звена должна взять на себя медицинская сестра. «Если забрать функцию ведения документации, передать ее медсестре или ввести должность администратора, это существенно разгрузит врача. Что касается профилактических обследований, то измерить давление или сделать экспресс-тест, определить индекс массы тела, расспросить о вредных привычках тоже может медицинская сестра. То есть это простые консультации, а врач может делать акцент на индивидуальных особенностях, — объясняет Отто Стойка. — На Западе амбулатория — это мини-предприятие, где есть администратор, помощник врача и медсестра. В Финляндии 95% всех вакцинаций делается медсестрами, врачи имеют дело только с теми детьми, которым нужен нестандартный подход».
Семейный врач должен стать своего рода универсальным солдатом, который отвечает за здоровье своего пациента. Большинство экспертов такой курс поддерживает, добавляя, что Минздрав не имеет права с него сходить. Не хватает только более тщательной подготовки.