21 марта газета «День» опубликовал статью под названием «Музей под вывеской... «Ялтинской стратегии». Поводом для этой публикации стало первое заседание наблюдательного совета проекта по созданию Мемориального центра памяти жертв Холокоста «Бабий Яр», который планируется построить к 2021 году, — 80-х годовщине этой трагедии.
Наше издание приветствует реализацию подобного проекта в Украине, который является важным по нескольким обстоятельствам. Во-первых, таким образом будет почтена память всех жертв фашизма, которые, прежде всего, были расстреляны в Бабьем Яру. А во-вторых, подобный мемориал будет играть и образовательную роль по предотвращению того, чтобы подобные преступления не повторялись в будущем. И в то же время мы выразили предостережение, что такой непростой проект, который, по словам инициаторов будет иметь мировое значение, должен быть этически безупречным. И это касается, в том числе, и доноров.
И мы обратили внимание на то, что у наблюдательного совета упомянутого выше мемориала доминируют члены правления Ялтинской европейской стратегии, детища олигарха Виктора Пинчука, основателя Фонда Виктора Пинчука и EastOne Group. Может ли это быть частным делом?
А к нему у многих украинцев немало вопросов.
Во-первых, как известно, украинский филантроп, а именно так себя позиционирует Пинчук, обогатился за времена президентства своего тестя — Леонида Кучмы. Поэтому его бизнес-деятельность часто сопровождалась скандалами.
Во-вторых, приглашая на свои форумы отставных западных политиков или устраивая концерты в Украине всемирно известных художников, часто в СМИ указывали на то, что это часть не только культурной стратегии, а часть стратегии, направленной на защиту своих бизнес интересов, в отбеливании своего тестя.
Конечно, нет ничего плохого в том, что украинские олигархи готовы выделить средства на строительство мемориала «Бабий Яр». Но мы должны быть уверены, что в этом нет никакой спекулятивной цели.
В-третьих, что касается стратегичности мышления Пинчука и соблюдения государственных интересов. Упомянута выше Ялтинская европейская стратегия, известная под английской аббревиатурой YES, такой себе политический клуб, прогнозировала вступление Украины в ЕС в 2020 году, но в итоге «ялтинские стратеги» не только не приблизили нашу страну к этой цели, а закончилось все полным фиаско украинской внешней политики, а сам YES — потерял место «прописки» после оккупации Крыма. Они умудрились вписаться в постреволюционный ландшафт. Как и не возникло вопросов, как так случилось, что человек, против которого появился первый Майдан, после второго Майдана начал возглавлять украинский переговорный процесс в Минске? К чему это здесь — спросите вы. А это две ветви одной и той же политической семьи. Они очень щедрые бывают со своими зарубежными друзьями, способствующих их хорошему имиджу. Тем не менее, украинское общество должно знать и украинские журналисты — это их работа — задавать эти вопросы.
Также немало вопросов вызывает присутствие в наблюдательном совете Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» нескольких российских олигархов, которые платят налоги стране-агрессору.
Поэтому мы выразили мнение, что в реализации этого проекта необходимо широкое участие Украинского государства.
На минувшей неделе мы получили от Марека Сивеца очень странное письмо, с которым читатели могут ознакомиться ниже. Мы знаем господина Сивеца много лет, когда он занимал должностируководителя Бюро национальной безопасности Польши, вице-президента Европарламента и когда он был членом Наблюдательного совета Ялтинской европейской стратегии. Но это письмо было подписано — генеральный директор мемориального центра «Бабий Яр».
Первая страница, вернее — преамбула адресованного главному редактору письма, не вызвала вопросов, это был знакомый Марек Сивец. Но дальше, в самом тексте, написанном на английском и украинском языках, мы не узнали нашего многолетнего автора и блогера. Куда исчезла четкость и лаконичность аргументов и откуда столько эмоций с таким количеством личных выпадов, не соответствовала его образу? Нам даже казалось, что его подменили.
Не под воздействием ли кого-то или чего-то был написан этот текст, во что нам не хочется верить.
Вся эта ситуация в очередной раз показывает, насколько важна общественная дискуссия по этому вопросу. И здесь можно выделить несколько моментов.
Во-первых, необходимо обратить внимание на письмо-предостережение украинских историков по поводу планов строительства Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр». Ученые, как и газета «День», подчеркивали, что Бабий Яр, где похоронено много украинцев, евреев, рома, людей других национальностей, ставших жертвами фашизма, — это часть истории Украины. «Музей истории Холокоста в Украине должен быть вписан в контекст истории Второй мировой войны и Холокоста в Европе, что будет способствовать комплексной инкорпорации этой проблематики к новой исторической памяти украинского народа», — отмечается в письме историков (Геннадий Боряк, Максим Гон, Олег Козерод, Александр Майборода, Виталий Нахманович... Всего 17 подписей).
Кроме того, историки выразили предостережение относительно искусственного выделения «Холокоста от пуль» из общей истории Холокоста в Европе. «Если такой подход будет принят, это станет очередной попыткой на уровне исторической памяти возродить единое советское цивилизационное пространство и таким образом использовать больную тему Холокоста для продвижения неоимпериалистических идей «русского мира»... Ми считаем, что «музей Холокоста и музей Бабьего Яра должны быть отдельными институциями, которые раскрывают разные аспекты и разные контексты трагической истории ХХ в.», — говорится в письме.
Во-вторых, учитывая вышеупомянутые предостережения, мы считаем очень важным как можно более широкое привлечение украинского государства к реализации этого проекта. И при всем уважении к братьям Кличко или к Вакарчуку, которые являются членами наблюдательного совета мемориала, они не могут полностью представлять позицию украинской стороны. Председатель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович прав, когда говорит (в комментарии «Дню»), что этот «комплекс должен строиться при участии Украины, и это должно быть государственный проект», по крайней мере с участием государства — без сомнения. По его словам, такое обещание было озвучено Президентом в сентябре прошлого года.
И в завершение. Действительно, тема Холокоста — очень важна. И в этом смысле Бабий Яр — часть мировой истории ХХ века. Но нужно ли при этом, забыв о деликатности, гражданам других стран диктовать нам, каким должен быть мемориал на украинской земле и тем более, что писать украинским журналистам.
Так что мы призываем всех заинтересованных продолжить дискуссию по этому вопросу, тем более, что инициаторы вели речь о максимальном привлечении общественности для обсуждения мемориала «Бабий Яр».
ПОЧТА «Дня»
Уважаемая госпожа Ившина,
Я очень уважаю издание «День» и Вас лично, ввиду этого я хотел бы высказать вам свои соображения относительно ситуации, сложившейся вокруг Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр».
К данному письму я прилагаю мою статью (англ./укр.) в ответ на публикацию Николая Сирука от 21 марта 2017 года. Она отображает мою личную точку зрения, как человека, который глубоко вовлечен в этот процесс.
С наилучшими пожеланиями,
Марек Сивец
Генеральный директор Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»
Святая правда, тоже правда и ересь
Марек СИВЕЦ, генеральный директор Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»
Уже более полгода я координирую деятельность Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр». Это тяжелая миссия, потому что это мемориальный институт, цель которого признать и помнить преступления, совершенные не только против евреев; а главное почтить память храброй украинской нации, которая, несмотря на влияние России, борется за то, чтобы исследовать печальное и тяжелое прошлое и разобраться с ним.
Выдающийся польский философ, титаническая фигура Юзеф Тишнер предложил когда-то разделить правду на три типа:
♦ святая правда;
♦ тоже правда;
♦ ересь (неправда).
Ознакомившись со статьей Мыколы Сирука от 21 марта, имею сомнения относительно того, к какой категории ее отнести. В целом автор соглашается с тем, что следует помнить о преступлениях, совершенных против человечества. Но впоследствии он переходит к апостилированию всем известных вещей: убивали не только евреев. И зачем начинать что-то новое, когда еще 20 лет назад президент Леонид Кравчук призывал общественность помнить об этой трагедии, а его преемники провели церемонию по закладке первого камня будущих монументов? По Юзефу Тишнеру, все это «святая правда». Потом пан Сирук становится придирчивым: в проекте должно быть больше Украины, лучше всего было бы, если бы его финансировали только украинские организации...
«Тоже правда» (опять же по Ю.Тишнеру). Наш бюджет состоит из тех доходов, которые наши основатели получают в Украине и платят за это налоги тоже в Украине. Среди членов наблюдательного совета есть Святослав Вакарчук, Владимир Кличко, Виктор Пинчук и Павел Фукс. Все эти люди имеют украинские паспорта. Однако кажется, что Мыколе Сируку этого мало. Я не хочу даже вспоминать о многом другом, что сделали эти люди для строительства и поддержки новой Украины.
Я мог бы завершить свой монолог прямо здесь, если бы не тот факт, что эта статья была обнародована в газете «День», издании, которое я уважаю и читаю уже в течение многих лет. Так что, в заключение, несколько замечаний пану Сируку.
Со всем уважением к вашим «правдам» вам удалось не заметить, что в течение 20 лет ничего не было сделано. У нас есть шанс это изменить.
Конечно же, мы будем делать это при помощи украинских властей, украинских историков и украинского общества.
Эта инициатива — не конкурс красоты, где вы являетесь единственным членом жюри. Она выходит далеко за такие рамки. Вы не в состоянии отобрать право чествования памяти у людей, которые родились в Украине и чьи семьи и близкие здесь похоронены. Тринадцать родственников Германа Хана было убито в Бабьем Яру. Родителям Виктора Пинчука удалось убежать, и это спасло им жизнь.
И, имея здравый смысл, что общего имеет с этим Ялтинская европейская стратегия? И что вы имеете в виду, говоря о «плохой репутации Пинчука»? Ведь это он, а не вы, способствует Украине во всем мире, взять хотя бы, пример с искусством.
В Пинчук Арт Центр всегда стоит очередь из посетителей (да, здесь, в Киеве).
И в завершение еще один личный аспект с моей стороны. Меня пригласили выполнить эту миссию, рассказать и показать правду. «Святую правду». И я это делаю, поверьте мне.
Самым неприятным во всем этом деле является то, что, получая чрезвычайную поддержку этого проекта во всем мире, мы все время сталкиваемся с необходимостью разбираться в мелких дрязгах, когда речь заходит о его судьбе здесь, в Украине. Тот факт, что этот проект порождает так много противоречий, является показателем того, что мы обязаны докопаться до правды и создать Мемориал.
Украина, Ваша и моя, будет лучше с Мемориальным Центром Холокосту «Бабий Яр», чем без него.
«БАБИЙ ЯР — ЭТО ЧАСТЬ ТРАГИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ»
Юрий ЩЕРБАК, общественный деятель, публицист, писатель, экс-посол Украины в Израиле:
— В своей статье «Музей под вывеской Ялтинской стратегии» Николай СИРУК затронул фундаментальные вопросы относительно создания Мемориального центра памяти жертв Холокоста «Бабий Яр», с которыми нельзя не согласиться.
Первое и главное: Бабий Яр — это часть трагической истории Украины — так же как истории мирового еврейства — и украинское государство не может самоустраниться и передать это дело в частные руки сомнительных людей, которые не имеют морального права принимать в этом участие.
Большие и не чистые деньги в руках определенных лиц еще не дают право этим персонам считаться большими знатоками искусства или решетки почтенную роль в мировой политике или в европейском футболе.
Украинское государство, составной частью которого был, есть и будет еврейский народ, должно активно участвовать в формировании стратегии создания мемориального центра.
Участие по этому святому делу одиозных русских и пророссийских олигархов — недопустимое. Существует риск силового вмешательства разных общественных организаций, в том числе ветеранов АТО, что приведет к ряду международных скандалов и к непредсказуемым последствиям.
Хотел бы видеть в составе Наблюдательной ради таких личностей с безукоризненной моральной репутацией, как Катя Петровска — автор сенсационного немецкоязычного роману об истории еврейской киевской семьи (К.Петровска — дочка известного литературоведа Мирона Петровского и знаменитой киевской учительницы Светланы Петровской); или Леонид Финдберг — директор Института иудаики в Киеве, польский публицист Адам Михник или известна американская писательница Энн Эпплбаум, — они, без сомнения, украсили бы состав наблюдательного совета.
Создание центра памяти жертв Холокоста «Бабий Яр» является делом чести украинского общества и государства, и не должна быть дана на откуп сомнительным дельцам, которые желают благодаря деньгам сделать себе рекламу на одной из более ужасных трагедий человечества.
Пепел жертв Бабьего Яра требует — отделить от святого дела торгашей и фарисеев, тех, кто поддерживает русскую агрессию против Украины, которая угрожает нашему народу новым геноцидом.