Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Удержать моральную высоту

Причины, риски и шансы нынешнего политического кризиса
3 декабря, 2013 - 10:19
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Сегодня в парламенте могут рассмотреть вопрос об отставке действующего правительства. Об этом заявил спикер Верховной Рады Владимир Рыбак. Вчера профильный комитет даже уже одобрил проект постановления о высказывании недоверия Кабмину. После последних событий в стране Верховная Рада — фактически единственная площадка, на которой может решиться политический кризис. Майдан продолжает нажимать на политиков. После многотысячного митинга в Киеве в воскресенье, люди хотя и в небольшом количестве (несколько тысяч), но остались на Майдане и утром в понедельник заблокировали работу правительства. Переформатирование большинства в законодательном органе с последующим голосованием за отставку Кабмина — это наиболее предполагаемый вариант развития событий, к которому склоняются эксперты.

ПРИЧИНЫ

Первая. До определенного времени Президент был готов подписать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом в Вильнюсе, но в последний момент передумал. Не будем сейчас анализировать все факторы, которые привели к этому, но отметим, что к такому «результату» приложилась каждая сторона. Запад, который зациклился на «проблеме Тимошенко» и, в конечном итоге, признал, что ошибался. Украинская оппозиция, которая играла свою игру, в том числе, на внешних «политических рынках». Ну и, конечно, сама власть — интеллектуальная несостоятельность той ее части, которая должна иметь большее понимание об управлении страной.

Вторая. Президент в течение своего президентства сосредоточил в своих руках монопольную власть. И сам стал ее заложником. Сам создал ситуацию, когда получает информацию фактически только из одного канала. Безусловно, это ведет к неосведомленности и создает иллюзию, что все под контролем. Например, почему только в последний момент заговорили о компенсациях от Европейского Союза? Почему до последнего молчали о реальных экономических показателях? Можно допускать неосведомленность Президента и относительно силового разгона Евромайдана. Его реакция была запоздалой и неубедительной. Информации о том, кто отдал приказ штурмовать, до сих пор нет. Но все равно — отвечает Президент. Как следствие, на улицы Киева вышли сотни тысяч людей. И правильно сделали. Дальше ситуация обрела признаки политического кризиса.

Третья. Если анализировать глубже, то сегодняшнее положение вещей стало возможным, потому что не состоялась перезагрузка власти после событий 2004 года. «Кучмизм», с которым боролись тогда, так и не был преодолен. Напротив, экс-президент даже получил гарантии безопасности от новой власти. Дальше метастазы предыдущей  системы лишь разрослись — в политике (власти и оппозиции), бизнесе, обществе, журналистике. Болезнь прогрессирует до сих пор.

ФОТО ИВАНА ЛЮБЫШ-КИРДЕЯ

РИСКИ

Первый. Исходя из последних событий, главное не допустить провокаций и насилия. Прецеденты уже есть: события ужасного ночного избиения молодых людей на Майдане, дальнейшие события под Администрацией Президента. «Горячие головы» со всех сторон должны притормозить и задуматься.

Второй. Хроническое противостояние «днепропетровских» и «донецких» вошло в новую фазу. Последние события в стране свидетельствуют — в атаку пошли первые. Возможно, сегодня это звучит странно, но противостояние присутствует. Изменились лишь реалии, частично участники и методы действий. Оппозиция сейчас оседлала народное недовольство, прекрасную романтику молодого Евромайдана, но готова ли она реализовать те изменения, за которые выступает народ? Судя по их предыдущему поведению в парламенте, скорее, нет.

Третий. Согласно последней информации, Президент на днях таки посетит с официальным визитом Китай. Учитывая ситуацию в Украине, какой будет управляемость страной? Не «наломают ли еще больше дров» конкурирующие группы? Дальше по графику (об этом уже заявил премьер Азаров) — визит в Россию. Снова же, после последних событий в Украине, какой может быть тональность разговора Путина с Януковичем? На каких условиях будут предоставлены российские кредиты, если не подходят МВФские?

ШАНСЫ

Первый. В нынешней ситуации мы видим — евроинтеграция отошла на второй план. На первом — борьба за власть. Не следует забывать, наша цель — евроинтеграция. Политикам из разных лагерей и обществу нужно задуматься: как не усложнить наше движение в Европейский Союз.

Второй. Для власти нынешняя ситуация — неожиданность. Оппозиция теперь перехватила инициативу. Но учитывая то, как вчера вела себя оппозиция в парламенте, то сложилось впечатление, что они уже представили себя во властных креслах. Мирный протест — та моральная высота, которую проявил народ к оппозиции и власти. Поэтому сегодня мы должны требовать не революции, а процедуры. Все должно быть законно, если мы хотим строить правовое государство, — через парламентские решения, через выборы...

Третий. Молодое поколение, которое родилось в независимой Украине. Именно оно стало движущей силой Евромайдана, именно оно сумело самоорганизоваться и проявить силу. Но ему еще нужно дорасти до понимания — как не поддаваться на «разводы» политиков, как сформировать свои требования и контролировать.

 


В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА МАЙДАН, ПО РАЗНЫМ ОЦЕНКАМ, ВЫШЛО ОТ 500 ДО 800 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

«НАЗАД — В ЕВРОПУ!»

Юрий АНДРУХОВИЧ, писатель:

— Нужно ли выходить на Майдан — каждый лично решает для себя. Я не смог не выйти. Для этого вернулся из Австрии, где у меня буквально началась стипендия. Я почувствовал, что не могу быть там во время украинской революции. Да, с одной стороны, если должен выйти миллион людей, то он выйдет и без меня. Но если так подумает каждый, то революции не будет.

У нас есть претензии к оппозиционным партиям. И это нормально. Но в момент, когда нужно свергать режим, все должны объединиться. И лидеры, и митингующие... Да, к плану действий, который предложили оппозиционеры, у меня есть вопрос. Но дело в том, что сегодня мы вышли, и на эту минуту должны выполнять то, что они говорят. Ради общего успеха дела. Переосмыслить это, увидеть, правильно ли мы действуем, думаю, можно будет только с расстояния некоторого времени. Сейчас я как рядовой митингующий просто дисциплинировано приобщаюсь к плану действий оппозиции. Потому что я верю в давление Майдана. К сожалению, в сегодняшних реалиях, как бы кто ни использовал Майдан, это единственный путь вернуть Украину назад — в Европу! Я рад тому, что на Майдан вышло более чем убедительное количество людей. Ощущение общественной ответственности воцарилось в Киеве так же ярко, как девять лет назад. Поэтому я сегодня здесь, поэтому я буду завтра и послезавтра на улице. Думаю, что только Бог знает, сколько дней будет стоять Майдан, и, соответственно, сколько дней здесь буду я.

«ОСТАЛОСЬ ПРАВИЛЬНО СКООРДИНИРОВАТЬ ЭТУ БЕЗУМНУЮ ЭНЕРГИЮ»

Михаил ИЛЛЕНКО, режиссер:

— Я на Майдане с первых дней. Знаю, что любой Майдан меняет баланс сил в государстве. Верю, что этот изменит баланс в нашу — украинскую — пользу. Ведь здесь, на улице, люди присоединяются к какой-то безумной тайне. Посмотрите вокруг, в лица участников митинга, да здесь же происходит какое-то новое и безумное действо. Как в кино. Но это более чем реально. Знаете, герой моего фильма «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» в какой-то момент был никем — с нечетким определением своего прошлого, без понимания собственного будущего. Но он начал работать над собой. И перешел в другой статус, образно говоря, стал здешним. Я просто знаю, что все люди, вышедшие на Майдан, превратились в здешних. А здешние — в своих. И этих своих — становится больше. Это уже критическая масса. Теперь осталось лидерам только правильно скоординировать эту безумную энергию!

«В СТРАНЕ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ТАК, КАК БЫЛО ДО ЭТОГО»

Андрей КОКОТЮХА, писатель, сценарист:

— Это огромное проявление общественной позиции, это безумное давление, которое демонстрирует Майдан, однозначно должно повлиять на власть. Майдан — единственное нужное сегодня явление для Украины. Знаю, что в стране больше не будет так, как было до этого. Я с прошлого четверга выхожу на Майдан. И буду выходить до тех пор, пока нужно будет. Здесь, на улице, собрался целый художественный десант. В едином порыве вышли писатели, художники, певцы, кинематографисты... Творческая элита стремится в Европу. Стремится, чтобы Украина была цивилизованным и правовым государством. Разумеется, я сторонник мирного решения ситуации. Без силовых вариантов. Но если это уже революция, то радикальные призывы, думаю, оправданы. Но кто-то должен эту безумную силу контролировать...

«Я НЕ ОЖИДАЮ САНКЦИЙ ОТ ЗАПАДНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО ЗАГОНИТ ЯНУКОВИЧА В ТУПИК...»

Д-р Мэтью РОЖАНСКИ, директор Института Кеннана  Международного центра ученых им. Вудро Вильсона:

— Конечно, вызывает обеспокоенность реакция власти на протесты. Хотя митингующие призывают к отставке Виктора Януковича, Президент должен понять, что растущая народная поддержка евроинтеграции усиливает его позиции на переговорах с Брюсселем и Москвой. Соглашение об ассоциации и других вариантах еще остаются на столе, а с такой сильной народной поддержкой правительство может позволить себе действовать смелее.

В данный момент я не ожидаю санкций от западных правительств, поскольку это загонит Януковича в тупик, положит конец влиянию Европы на Украину и отвернет ее от ЕС.

До сих пор США, действительно, играет относительно небольшую роль в событиях, на это жалуются европейцы. Я надеюсь, что помощник госсекретаря Нуланд примет участие на саммите министров иностранных дел ОБСЕ в Киеве, в первую очередь, в знак поддержки этой организации, а не председательства Украины.

В любом случае я не вижу признаков того, что США готовы давить на Киев, чтобы сейчас изменить результат саммита Восточного партнерства.

Будущее в руках украинцев. Если они будут сохранять поддержку интеграции, с приближением президентских выборов, в январе 2015 года, власть более четко может понять, что ее будущее связано с таким курсом.

Что касается петиции на сайте Белого дома, под которой свыше 100 тысяч лиц подписалось за внедрение санкций против украинского Президента, обычно это не имеет эффективного влияния на политику США. Американская политика, вероятно, останется последовательной, если не будет какого-то поворота к дальнейшему обострению насилия с обеих сторон, или если появятся признаки настоящего краха правительства в Украине. В таком случае Вашингтон и Брюссель, по-видимому, вместе призовут к достижению компромисса на переговорах, чтобы возобновить порядок. Нужно принимать во внимание тот факт, что все стороны устали и ведут себя цинично, а также помнить, что предыдущие массовые протесты в Украине привели к созданию нового правительства, которое ничего так и не сделало.

«АДМИНИСТРАЦИЯ США НЕ РАССМАТРИВАЕТ СЕБЯ КАК УЧАСТНИКА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ «ВОЙНЫ» МЕЖДУ ЗАПАДОМ И РОССИЕЙ ЗА УКРАИНУ»

Стивен ПАЙФЕР, экс-посол США в Украине, старший научный сотрудник Института Брукингза:

— Белый дом не делал заявление по поводу событий, случившихся в Украине в субботу. Но есть заявление Государственного департамента США, который согласовал свое заявление с представителями Белого дома, прежде чем его обнародовать. В настоящем документе «осуждается жестокость украинской власти по отношению к мирной демонстрации» в Киеве и содержится «призыв к лидерам уважать права людей на мирные собрания и высказывания». Вашингтон поддерживает стремление украинского народа интегрироваться в Европу и их право на проведение мирных акций в поддержку своих стремлений.

До сих пор американские чиновники не упоминали о каких-либо конкретных санкциях против правительства Януковича. В прошлом они говорили, что не отдают предпочтения санкциям. Мы еще не слышали реакцию членов Конгресса. Некоторые сенаторы и члены Пылаты представителей уже выразили обеспокоенность относительно ухудшения состояния демократии, что наблюдалось в Украине в последние годы, а также говорили о перспективе введения санкций. Конгресс был на каникулах (в связи с праздником благодарения) и собирается на заседание в понедельник, 2 декабря. Тогда мы можем услышать реакцию Конгресса на развитие событий в Украине.

Что касается ожиданий американского правительства, то здесь все просто. Украинская власть должна позволить проведение мирных демонстраций и не применять силу против них. А последующие нападения милиции могут лишь ухудшить американо-украинские отношения.

Я не думаю, что администрация США рассматривает себя как участника геополитической «войны» между Западом и Россией за Украину. Здесь речь идет о том, чего хочет Украина и украинцы. И хотя Янукович объявил паузу в интеграции в Европу, нет доказательств того, что он планирует повернуть курс на 180 градусов и стремится вступить в возглавляемый Россией Таможенный союз. Недавние опросы и демонстрации последних 10 дней свидетельствуют о том, что такой шаг будет очень непопулярным среди большей части населения Украины.

Относительно участия представителя США в саммите ОБСЕ в Киеве. 21 ноября Госдепартамент объявил, что госсекретарь Керри не сможет принять участие в этом мероприятии по причине сложностей в графике. Лично я думаю, что это решение вызвано другими причинами, а не графиком госсекретаря. Насколько я знаю, помощник госсекретаря Нуланд до сих пор планирует визит в Киев на этот саммит. Мне интересно, разделяют ли другие европейские государства мнение польского шефа дипломатии Сикорского, который в своем Твиттере в субботу написал, что Киев в данный момент не является местом, подходящим для проведения министерского саммита ОБСЕ. Я думаю, что он прав.

Что касается петиции на веб-сайте Белого дома с требованием введения санкций против украинского правительства, то я считаю, что не нужно переоценивать влияния этой петиции на политику США относительно Украины.

В настоящий момент ситуация в Украине очень шаткая, трудно предусмотреть, особенно сидя здесь, в Вашингтоне, что произойдет дальше. Американская администрация внимательно следит за событиями в Украине. Если произойдет подавление демонстраций, украинскую власть может ожидать лишь негативная реакция Вашингтона.

«ТОЛЬКО КОМПРОМИСС! А ЭТО СЦЕНАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО БОЛЬШИНСТВА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЧАСТИ ПР»

Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог, политический консультант:

— Очевидно, что рассматриваются два сценария: компромиссный и силовой. Стоит отметить, что вокруг разворачиваемых событий чувствуется кремлевское влияние. Это не паранойя — стоит обратить внимание на детали. Например, Погребинский присутствовал на коллегии МВД по разбору ситуации с избиением студентов. Все знают, что он уже много лет подряд является политическим консультантом Медведчука — что он там делал? Это все влияет на то, какая стратегия будет принята. Конечно, силовой сценарий устраивает кремлевское лобби, которое не хочет выпускать Украину и серьезно взялось за «украинский прогресс» для достижения своих геополитических неоимперских   целей.

Эта ситуация достаточно драматичная для Украины. Во многих моментах чувствуется давление и жесткая позиция восточного соседа. Это опасно, поскольку может привести к разгрому Майдана, введения чрезвычайного положения и применения других действий, которые могут провоцировать общественный конфликт. Общество вряд ли согласится с такими действиями власти. Войну не будут устраивать, но произойдет полная делегитимация власти. Общество в абсолютном большинстве будет ненавидеть Президента и власть, и продержаться до 2015 г. будет очень трудно. Когда речь идет о Лукашенко или Путине, они все же имеют поддержку больше 60%. Поддержка Януковича составляет 17-20% максимум, поэтому большинство и так настроено против власти, а если она пересечет черту силы — это очень опасно.

Другой сценарий более оптимистичный для будущего Украины. Большие бизнес-группы, которые  все же влияют на политический процесс в этой стране также заинтересованы в компромиссном сценарии, как и мы все. Радикальный путь полной смены власти, как бы этого не хотело общество, трудно воплощаем. Этот способ так же радикален, как и силовой сценарий со стороны власти — оба варианта полярны и опасны. Власть не уйдет сама, нормальных юридических процедур, которые можно было бы для этого запустить, нет. Компромиссным вариантом является сценарий формирования парламентского большинства с привлечением той части Партии регионов, которая имеет нормальную позицию в отношении общества и понимает, что нужно выражать не только собственные интересы содержания власти, но и интересы общества.

Такой сценарий ныне пробуют реализовать, и вопрос возникает относительно того, сможет ли оппозиция консолидироваться и создать единый план действий, поддерживаемый обществом. Это был бы оптимальный вариант. Важно сохранить трезвую голову, чтобы избежать провокаций и силовых действий. Будет ли создано парламентское большинство, мы узнаем сегодня-завтра. Тогда можно будет говорить о выходе из ситуации  мирным способом, сохранении единства Украины и возможностей на будущее.

Для того чтобы общество поддержало именно такой компромиссный сценарий, оппозиции нужно заручиться поддержкой лидеров общественных мнений  и выработать общую позицию. Наше общество никогда не было настроено настолько радикально, чтобы желать крови и дезинтеграции страны, поэтому шансы убедить людей есть.

«ЛИДЕРЫ ОППОЗИЦИИ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ ЧЕРЕЗ ПАРЛАМЕНТ»

Евген СВЕРСТЮК, писатель, член Инициативной группы «Першого Грудня»:

— Люди добиваются отставки правительства, которое вполне этого заслужило после своих нелегитимных поступков. Очевидно, сейчас лидеры оппозиции должны действовать через парламент, ведь у них там есть свои места. Но то, что они вышли со всеми на Евромайдан, — вполне нормально. То, что они предостерегают людей от провокаций и добиваются мирной революции, — тоже правильно. Этот майдан должен закончиться поражением Партии регионов и ее лидеров.

Подготовили Вадим ЛУБЧАК, Мыкола СИРУК,  Анна ЧЕРЕВКО, «День»

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ