Традиция украшать фасады домов декоративными элементами
из металла берет свое начало со времен Киевской Руси. И хотя техника ковки
и литья в древние времена оставляла желать лучшего, металлические ограждения
достаточно широко применялись для защиты наиболее уязвимых мест жилища
— окон и дверей.
По мере совершенствования техники обработки металла ограждения
постепенно приобретают все более сложную и вычурную форму. И со временем,
когда мастерство ковки и литья металла достигло совершенства, становятся
настоящими произведениями искусства.
Об использовании металлических украшений в киевской архитектуре
писал еще в своих мемуарах сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший
Киев в середине XVII столетия.
В 40-х годах XIX века в городе началось крупное строительство
зданий общественного значения, в первую очередь университета Святого Владимира
(теперь имени Тараса Шевченко). Из Петербурга в Киев приехал академик архитектуры
Беретти с помощником Спарро. В результате их большой и творческой работы
город к середине XIX столетия обогатился большим количеством крупных архитектурных
сооружений, значительную роль в композиции которых играли элементы из металла.
Позже традиции Беретти продолжил его сын Александр.
Особым разделом киевского архитектурно-художественного
металла являются решетки балконов. И здесь не последнюю роль сыграла работа
Беретти. В балконной решетке собственного дома на улице Владимирской, 35
архитектор запечатлел тонко продуманную композицию с ритмично повторяющимися
элементами. В дальнейшем это решение орнаментики решетки часто служило
образцом для подражания. Не менее вычурно делались и чугунные кронштейны,
поддерживающие балконы.
Временем наивысшего расцвета металлического декора стал
конец XIX — начало XX века. В это время город застраивался особенно интенсивно.
Строительство доходных домов, промышленных зданий, деловых контор, магазинов,
гостиниц и особняков ставило перед архитекторами и художниками задачу поиска
соответствующих средств художественной выразительности. Металлу отводилась
роль декора и композиционного акцента фасада. Кроме того, своеобразным
толчком к более широкому применению художественной ковки и чугунного литья
послужило увеличение производства металла и его удешевление.
Известные киевские архитекторы В. Городецкий, П. Алешин,
А. Кобелев, В. Шретер, В. Николаев в своих работах не просто использовали
художественный металл, а добивались максимального выявления его декоративных
качеств и превращения в средство художественно-образной выразительности
архитектурных сооружений.
В городе существовали специализированные мастерские по
работе с металлом, способные выполнять самые сложные работы. О том, как
выполнялись эти работы, можно узнать из архивных документов.
По поручению городского управления архитектором разрабатывался
детальный эскиз. После чего на торги или состязания на получение заказа
приглашались мастера. Предпочтение отдавалось специалисту, который вносил
денежный взнос до 1% от общей стоимости работ. Через 7 суток после подписания
соглашения мастер-исполнитель должен был показать авторитетной комиссии
выполненный в натуральную величину фрагмент. Если претензий не было, работа
продолжалась. В соответствии с договором выполненная работа принималась
комиссией, и исполнителю выплачивался гонорар. Если качество работы было
низким, заказ передавался другому мастеру, а деньги, внесенные первым исполнителем,
шли в казну города.
Такой подход гарантировал качество. О чем свидетельствует
долговечность художественного металла, пережившего последний, такой непростой
для архитектурного наследия, век.