15 июля 1410 года объединенная («коалиционная», как сказали бы сейчас) армия короля Польского Владислава Ягайло и великого князя литовского Витовта, в составе которой было немало украинских и белорусских полков, наголову разбила войско Великого Магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена. Решающая битва произошла на территории нынешней северо-восточной Польши, между селениями Грюнвальд и Таненберг.
Под знаменами обоих противостоящих лагерей собрались представители многих стран и земель, разных вероисповеданий: в армии тевтонцев, кроме потомственных рыцарей, были немецкие дворяне со всех земель страны, наемники чуть ли не со всех стран Европы, вплоть до Швейцарии, Испании и Шотландии, а также окатоличенные славяне, которых силой или посулами привлекли к служению ордену; в армии польско-литовских союзников сражались, кроме поляков, белорусов, украинцев, воинов из Смоленска, (который тогда, впрочем, еще не входил в состав Московского государства, а был подчинен Великому княжеству Литовскому), еще и чехи, и даже небольшой отряд татар. Поэтому битву при Грюнвальде иногда еще называют «битвой народов». В Европе такого рода сражение было событием особенным. Но современный читатель вполне правомерно спросит историка-рассказчика: а в чем значение Грюнвальдского боя, за что, собственно, там сражались и умирали люди и почему стоит знать о средневековых баталиях, отгремевших шесть веков назад?
Начнем издалека. Прежде всего, полезно уяснить себе, что представлял собой Тевтонский орден, создавший в XIII—XIV веках («огнем и мечом») самостоятельное, довольно сильное и устойчивое государство на северных землях современной Польши и западной, приморской части нынешней Литвы. Лозунгом этой своеобразной организации, не столько религиозной, сколько, прежде всего, военной, политической и государственной, как официально провозглашалось, — было отвоевывание «неправедных», «нехристианских», «нелегитимных» (а, по существу, «плохо лежащих», с точки зрения ордена) земель и государств. К таковым причислялись (после того, как первые соединения ордена перебазировались в Прибалтийское Поморье еще в 30-е годы XIII столетия с Ближнего Востока, где несколько десятилетий вели ожесточенные боевые схватки за обладание «гробом господним» с мусульманами) не только язычники, но и православные — «схизматики» и даже католики (и короли), не «проявившие должной стойкости в вере Христовой».
Отсюда и список врагов и враждебных территорий. Ими объявлялись не одна языческая Пруссия (именно на ее землях Тевтонский орден и образовал свое государство, предварительно окатоличив либо истребив коренное население), а и православное славянское население Великого княжества Литовского — вот почему участие украинских полков в Грюнвальдской битве имело совершенно конкретный исторический смысл. Враждебными объявлялись и «нехристианская» часть балтийских и поморских племен, больших и малых, и даже более того — этнические польские земли (Добжинская и Куявская), невзирая на тот факт, что польские короли XIV—XV веков (Владислав Локетек, Казимир Великий, Владислав Ягайло) были убежденными католиками. Поэтому достаточно очевидно, что определяющими для целей Ордена были отнюдь не религиозные, а скорее военно-политические экспансионистские соображения.
Орден был спаян железной дисциплиной, на вершине «пирамиды власти» — и политической, и военной, и экономической — стоял Великий Магистр, чьи распоряжения неукоснительно исполнялись всеми государственными структурами. Понятно, что противостоять этой четко отлаженной организации могла только не менее организованная, четко отлаженная коалиция стран, затронутых агрессивной политикой тевтонцев. Путь к такому союзу был очень непростым. Борьба за власть в Польше и Великом княжестве Литовском (и это несмотря на почти непрерывные войны, которые оба государства вели с Орденом на протяжении всей второй половины XIV века), яростное соперничество между королем Владиславом Ягайло и великим князем Литовским Витовтом (были и взаимные предательства, и даже убийства ближайших родственников) усложняли поиск путей к единству. И все-таки, когда в 1407 году Великим Магистром Ордена был избран сторонник жесткого антиславянского курса Ульрих фон Юнгинген, стало ясно, что прямого столкновения (не первого, но на этот раз — решающего) не избежать. Новый Магистр сразу предъявил территориальные претензии к Ягайло и к Витовту (Жемайтия). Военные действия начались в августе 1409 года; скоординировав свои действия, Ягайло и Витовт перенесли территорию, охваченную войной, непосредственно во владения самого Тевтонского ордена. Армии двух лидеров славянской коалиции соединились 2 июля 1410 года; решающая битва произошла спустя 13 дней.
Скажем несколько слов о том, как вообще проходили сражения в эпоху Средневековья. Несмотря на то, что тяжелая панцирная кавалерия рыцарей в XIV—XV веках уже терпела поражения в столкновениях с крестьянской пехотой, все же главной боевой единицей западноевропейских армий оставался закованный в броню рыцарь. Невзирая на высокую организованность и дисциплину тевтонских крестоносцев, военное искусство армий польских и литовских союзников было более зрелым. Активно используя рыцарскую конницу, они многое переняли из военного мастерства восточных и южных соседей — и усовершенствовали. Армия коалиции была способна совершать в ходе битвы такие сложные маневры, как фланговые удары, обход, мнимое отступление с подведением врага под удар отрядов в засаде.
Польские летописцы и хронисты (в частности, Марцин Бельский) сообщают о сильной буре, которая разразилась накануне Грюнвальдского сражения. На лунном диске явственно проступило изображение пронзенного мечом рыцаря. Орденские историки пишут, что в утро сражения у Великого Магистра Ульриха фон Юнгингена на глазах выступили слезы от предчувствия неминуемой смерти. (Да не заподозрит читатель на этом основании сурового Ульриха в сентиментальности и мягкотелости; девизом тевтонцев в ходе войны было «сжигаем на своем пути все!», один лишь пример из сотен — в марте 1410 года крестоносцы сожгли город Волковыск со всеми его жителями).
Поле Грюнвальдской битвы с трех сторон было окружено лесами. Покатые пригорки высотой до 200 метров были разделены широкими долинами. Обе стороны выкопали и замаскировали ямы-ловушки, расставили пушки, арбалетчиков и стрелков из луков. В ночь на 15 июля перед рассветом польско-литовская армия вышла из своего лагеря и двинулась в направлении Грюнвальда. При построении напротив крестоносцев литовско-украинско-белорусские полки заняли правый фланг, польские — левый. Значительные силы были размещены в резерве по лесам. Польско-литовское войско заняло фронт такой же длины, как и орденское войско, однако имело большую глубину построения. В связи с тем, что местность была пересеченной, войска стояли не в линию, а сомкнутыми колоннами.
Когда противоборствующие армии выстроились, битва долго не начиналась. Неприятели занимали покатые склоны холмов. Их разделяла долина. Тот, кто первый шел в атаку, должен был вначале спуститься вниз, а затем подняться на противоположный склон. Крестоносцы были заинтересованы в том, чтобы поляки и литовцы первыми пошли в атаку. Несмотря на то, что Витовт рвался в бой, Владислав медлил. Наконец воины устремились в атаку. Впереди двигалась легкая маневренная конница, ее потери от ям-ловушек оказались незначительными. Пушки крестоносцев успели дать только два залпа. После этого тевтонские артиллеристы, а также стрелки и пехотинцы, прикрывающие их, были уничтожены атакующими. Затем в бой вступила тяжелая кавалерия. На правом литовском фланге и левом польском фактически происходили две отдельные битвы. Польский хронист Ян Длугош писал о битве так: «Когда ряды сошлись, то поднялся такой шум и грохот от ломания пик и ударов о доспехи, словно обрушилось некое огромное строение, и такой резкий лязг мечей, что его хорошо слышали люди даже на отдалении нескольких миль». Основная часть крестоносцев была окружена и уничтожена, меньшая — взята в плен. Следует отметить, что союзники имели численное превосходство: общая численность тевтонцев, по оценке польских историков, составляла 33 тысячи человек, войско Витовта насчитывало 11 тысяч человек, а польская армия — 18 тысяч конницы, 3 тысячи пехотинцев и 18 тысяч человек в обозе. К концу дня 15 июля 1410 года армия Ордена перестала существовать; Великий Магистр Ульрих фон Юнгинген был убит в бою. Правда, ее некоторые традиции (в том числе, к сожалению, и милитаристские) были унаследованы будущим прусским государством — но это уже тема отдельного разговора.
Что касается нас, украинцев, то есть все основания гордиться тем, что наши предки (был в Грюнвальде, к примеру, и Киевский полк!) активно участвовали в той «битве народов».