Сегодня в нашем обществе, в СМИ при обсуждении церковных дел все чаще упоминается Константинопольский патриарх — общепризнанный в течение уже почти семнадцати веков «первый по чести» иерарх во Вселенском православии. Его древний статус пережил падение некогда могущественной Византии и превращение ее столицы Константинополя в Стамбул, а также потерю большинства «канонических» территорий и многочисленных храмов и сокровищ Византийской империи. Ни одно существенное международное дело, связанное с православием, не может быть решено без участия и согласия Вселенского патриарха — как бы ни пытались некоторые другие православные церкви «перетянуть» на себя главенство в православном мире, изменить освященную канонами и временем традицию.
Уверена в том, что в Украине причиной ревнивого отношения Московской патриархии к полномочиям Вселенского патриарха является современное отчуждение от Царьграда (так Константинополь называли казаки), его истории, в частности, что забыт тот факт, что до 1686 года (год присоединения Киевской церкви к Московской) Киевская церковь в течение 700 лет была в юридическом подчинении Константинопольский архиепископии — со времени крещения в 988 году. Тогда между Киевом и Царьградом были весьма оживленные отношения, в Украину приезжали Константинопольские патриархи и епископы, украинское духовенство и вельможи часто посещали православную столицу. Со временем, однако, Вселенская кафедра отодвигалась от нас все дальше и дальше — на край света, в доисторические времена (один мой знакомый — образованный человек — был весьма удивлен, случайно узнав, что Стамбул и Константинополь — это один и тот же город).
Впрочем, церковные отношения между нашей страной и Царьградом никогда окончательно не прерывались. Ниже даем две короткие истории, связанные с известным в Украине Мгарским Спасо-Переображенским монастырем недалеко от города Лубны на берегу Сулы. В этой провинциальной обители в разное время проживали и там умерли два неординарных Вселенских патриарха.
В январе 1653 г. Царьградский патриарх Афанасий Пателарий ехал через Украину в Москву. По дороге Афанасий посетил Чигирин, где его гостеприимно встретил Богдан Хмельницкий. По некоторыми данным, Афанасий якобы участвовал в Переяславской раде, а потом длительное время гостил у гетмана Хмельницкого (вспомним, что тогда Киевская церковь подчинялась Царьградскому патриарху).
На обратном пути в Стамбул патриарх Афанасий серьезно заболел и вынужден был заехать в упомянутый Мгарский монастырь. Когда монахи монастыря во главе с игуменом Петроником вышли встречать гостя, патриарх тихо сказал: «Желает душа моя в этом монастыре грешное тело мое погребить». И действительно — там он вскоре умер. Патриарха торжественно отпели, а похоронили по так называемому «восточному обычаю»: тело покойника одели в полное патриаршее облачение и замуровали в сидячем положении в каменном склепе монастырского собора Преображения. Через восемь лет в монастыре побывал Царьградский митрополит Паисий Лигорит, который пожелал увидеть тело патриарха и попросил открыть склеп. И тут оказалось, что останки патриарха остались нетленными, и Афанасий вскоре был канонизирован — причислен к сонму православных святых. С тех пор склеп не замуровывали, держали открытым; а народ назвал святителя Афанасием «Сидячим» — из- за необычного для наших краев погребения патриарха. Мощи святого верующие люди считают целебными; известно, например, что здесь искала исцеления жена кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко.
Вторая история случилась в следующем столетии и связана с пребыванием в Мгарском монастыре Царьградского патриарха в отставке Серафима II. Известно, что Серафим был избран патриархом в 1757 году, а причиной его отставки стали ожесточенные богословские споры в Царьградской церкви касательно очень важной проблемы — каким образом обращать католиков в православие? Обязательно ли их перекрещивать или достаточно прочтения «Символа веры»? Патриарх Серафим II придерживался радикальных мыслей, которые расходились с линией османской власти, из-за чего потерял кафедру и жил в Афонском монастыре.
В то время началась очередная русско-турецкая война, в водах Греческого архипелага курсировал российский флот, а в порабощенной Османской империей Греции началось освободительное движение, руководители которого рассчитывали на помощь России. Экс-патриарх Серафим активно поддерживал повстанцев: оставил Афон и нашел себе пристанище на одном из российских военных кораблей, откуда рассылал послания, в которых призывал греков продолжать благородное дело освобождения страны. За эти его действия Константинопольский Синод, лояльный к Великой Порте, не только лишил Серафима всех церковных чинов, но и придал его анафеме. К тому же, российский флот не помог освобождению Греции. И у «мятежника» не оставалось выбора — в 1775 году на одном из военных кораблей Серафим отбыл в Россию.
Российский синод назначил Серафиму для пребывания далекий — как от Киева, так и от Москвы — Мгарский монастырь. Прибыл он туда в 1778 году и был гостеприимно принят наместником Илием. Экс-патриарху выделили большие по тем временам апартаменты — 7 келий, кухню, баньку. Прислуживали ему трое монахов, постоянно общались и сослужили с ним иеромонах и дьякон. Только впоследствии братия монастыря узнала, что к ним прибыл «на покой» бывший Константинопольский патриарх Серафим II. Ходили слухи, что Серафим сам избрал этот монастырь — из-за того, что здесь было похоронен Афанасий Сидячий, якобы его далекий родственник. Известно, что Серафим не отгораживался от жизни и проблем Мгарского монастыря, общался с братией и даже содействовал ремонту церквей. Но вскоре — сразу после того, как отслужил в храме очередную Службу Божию — он умер. Прах Вселенского патриарха Серафима II покоится в украинской земле.
Сегодня настало время восстанавливать прямые и постоянные связи со Вселенским патриархатом (не забывайте — между нами только Черное море, которое казаки переплывали на чайках). Многие в нашей стране, в том числе правительство, надеются на то, что Вселенский патриарх Варфоломий будет способствовать разрешению затяжного украинского православного конфликта. Недавно владыки Украинской православной церкви США, которая находится под омофором Константинопольской архиепископии, обратились ко Вселенскому патриарху с просьбой более активно влиять на украинские православные дела. Ведь нам действительно очень не хватает авторитетной «третьей стороны»!