Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Церковная дипломатия

11 февраля, 2000 - 00:00

В последнее время наши церковные дела стали предметом повышенного внимания со стороны деятелей и СМИ Русской православной церкви (РПЦ). Речь идет, прежде всего, о недавнем заявлении Московского патриарха Алексия II на Рождественских образовательных чтениях. Патриарх расценил «как достойные сожаления» слова Президента Украины на праздновании 2000-летия Рождества Христова, которыми Леонид Кучма призвал украинские православные церкви покончить с расколом и враждой — фактором нестабильности в обществе — и образовать единую помесную православную церковь. Присутствующие на торжествах христиане одобрили эти «достойные сожаления» слова бурными аплодисментами.

Патриарх Алексий II также сообщил, что во время рождественской встречи в Вифлееме он «напомнил Президенту Украины», что между РПЦ и УПЦ сохранилась только духовная связь (что, по нашему мнению, не совсем точно. — К.Г. ). И вот, несмотря на напоминание, Леонид Кучма осмелился сделать такое заявление! Патриарх Алексий II считает, что «этой попытке разделения (т.е. объединению украинских православных церквей. — К.Г.) необходимо противостоять».

Здесь, дома, многие из нас часто и остро критикуют Леонида Кучму. Это не значит, однако, что нам импонирует, когда православный Патриарх соседнего государства «напоминает», «противостоит» Президенту Украины или «высказывает сожаление» по поводу его абсолютно логичных пожеланий. Или ожидается, что украинский Президент должен призывать всех православных Украины перейти под омофор Московского патриарха?

В общем, ситуация складывается причудливая. Что думать в подобных случаях тем миллионам украинских граждан, которые принадлежат к УПЦ Московского патриархата? Собственный Президент ставит перед ними одну цель, а духовный архипастырь — Московский патриарх — другую, диаметрально противоположную. Могло бы дойти до общественной паранойи, если бы нас давно не приучили жить по двойным стандартам.

Уместно вспомнить еще один интересный московский документ. Информационное агентство «Русская православная линия» обнародовало «Заявление Союза православных братств» с «категорическим протестом против любых попыток украинской власти оказать давление на УПЦ с целью заставить ее отделиться от Московского патриархата и навязать ей «объединение» с неканоничными раскольническими группировками. Единство РПЦ — аксиома, а не предмет для дискуссий». Братчики обращаются к духовенству и мирянам (Украины или России?) с патетическим призывом: «В час новых испытаний встать на защиту Святого православия и единства Церкви».

Заявление православных братств спровоцировано как выступлением Президента, так и церковными событиями, освещенными газетой «День». («День» благодарен агентству «Русская православная линия» за внимание.) Речь идет о предварительных переговорах УАПЦ с Константинопольской патриархией относительно возможного перехода этой украинской церкви под юрисдикцию Константинополя (т.е. восстановление статуса 988—1686 годов). В заявлении братчики позволили себе немало беспардонных слов в адрес Вселенского патриарха, который «принял в своей резиденции раскольников из УАПЦ». Их возмущает уверенность Варфоломия I в том, что раскол в Украине сохраняется прежде всего усилиями Московской патриархии. Прозвучало также ритуальное обвинение в открытом «заигрывании с Ватиканом», в склонности к униатству (это о слабых попытках Вселенского патриархата сохранять нормальные взаимоотношения с другими церквями. — К.Г. ). В общем, досталось патриарху Варфоломию I. Но от кого? Дело в том, что «Заявление Союза православных братств», авторы которого бесстрашно выступили против украинской власти и «первого по чести» в православном мире Патриарха, никем не подписано. Это по сути анонимка, так как там не приведены ни названия братств, ни авторы, ни место написания. Перчатка брошена с опущенным забралом.

В заключение приведу еще один, казалось бы, мало связанный с предыдущими, факт. 30 января в храме Христа Спасителя патриарх Алексий II еще раз одобрил «продолжение контртеррористической операции в Чечне». При этом он не высказал ни малейшего предостережения или сочувствия относительно того ада на земле, который сегодня устроен в Чечне для детей, женщин, стариков — российских граждан.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ