Последние политические события в Украине ярко высветили многие как позитивные, так и негативные общественные реалии, до этого находившиеся в тени. Вот, скажем, статус в нашей стране Украинской православной церкви Московского патриархата (далее — УПЦ). Речь идет, собственно, не о статусе, а о той общественной позиции, которую эта церковь занимает в государстве и которая в полной мере проявилась во время острой борьбы нынешней избирательной кампании. Кампании, в ходе которой многие верующие УПЦ оказались в состоянии раздвоенности — их гражданский долг пришел в очевидное противоречие с теми требованиями, которые поставила перед членами своей паствы УПЦ. «Камнем преткновения» стал один из кандидатов в президенты Украины, которого недвусмысленно поддержали как политический истеблишмент России, так и иерархия РПЦ. Это полностью определило политическую позицию также священноначалия УПЦ (слово «политическая» здесь весьма уместно). Это и неудивительно, ведь эта церковь является частью Русской церкви и как таковая должна выполнять все указания Московского патриархата (МП).
Но почему политическая кампания в Украине так интересует Московский патриархат, что он даже поддержал одного из кандидатов? Главная причина здесь в том, что МП, несмотря на все его претензии на роль духовной управляющей силы общества, является только послушным инструментом правительства России. Как скажет президент, так сделает патриарх. Но это не только повиновение — желания президента РФ и патриарха РПЦ в данном случае полностью совпадают, поскольку Московский патриархат также стремится в любой форме восстановить «Великую Российскую империю» и прежнюю полноту имперской церкви. И потому не пропускает ни малейшей возможности усилить российское влияние на Украину.
Последние выборы еще раз подтвердили, что УПЦ — несмотря на ее так называемую автономию — полностью и во всем руководствуется решениями и интересами Московского патриархата. О чем красноречиво свидетельствует ее активность на выборах. Если называть вещи своими именами, то это ни что иное, как прямое участие в украинских выборах Русской церкви. В результате чего многочисленные верующие (члены УПЦ) независимой страны лишены возможности руководствоваться в своем гражданском долге собственными политическими взглядами.
Между тем любое вмешательство или участие духовенства в политических процессах категорически запрещается официальными документами РПЦ. Как же тогда расценивать тот факт, что и патриарх Алексий II и митрополит Владимир благословили «на президентство» одного из украинских кандидатов? Не является ли это вмешательством не только в политику вообще, но и в политику другого государства? Так же, как и открытые призывы к своей пастве проголосовать «как нужно» со стороны части епископата и священников УПЦ? И чем являются пресловутые «крестные» ходы с портретами «Богом данного нам Президента», как не агитацией? Показательно, что никто из руководства УПЦ их не останавливал, никто от них не открещивался. Как и от тех батюшек, которые превратили свои храмы то ли в агитационные пункты, то ли в конспиративные квартиры.
Если коснуться истории, то окажется, что вхождение УПЦ в состав церкви другого государства (РПЦ) противоречит традиционному статусу поместных церквей, принятому еще во времена Вселенских соборов. Ведь православные церкви (в отличие от католической и протестантских) обычно тесно связаны с одним государством. Об этом свидетельствуют и названия церквей: Грузинская, Сербская, Болгарская, Русская ПЦ и др. Церковная православная жизнь имеет, как правило, заметную этническую окраску, что признавали и ранние Отцы церкви, которые писали о возможности и допустимости существовании в разных церквях самобытных обрядов и модификаций (вспомним о «византийских», «русских», «украинских» иконах или сравним, скажем, болгарское и грузинское духовное пение). Не нужно напоминать о влиянии на церковную жизнь языка, который способствует (или не способствует) пониманию учения церкви народом. Когда же в определенной стране есть верующие другой православной церкви, то они имеют полное право на свою собственную этническую церковь. Так, для этнических русских Украины должна бы существовать митрополия Русской православной церкви.
Но когда церковь одного народа распространяется на суверенные территории другого народа, а к тому же прикрывается национальным названием («УПЦ»), тогда возникает опасная тенденция вытеснения первоначальной этнической окраски церковной жизни народа и придания ей других форм. Что и произошло в Украине после 1686 года, а также происходит сейчас, на наших глазах — под влиянием той самой УПЦ (Софринские иконы, московские новые святые, московское пение, московский язык).
Сегодня РПЦ навязывает обществу России странные, какие-то средневековые дискуссии, связанные то с обычными техническими документами (идентификационные коды), то с канонизацией некоторых исторических персон, деятельность которых отнюдь не украсила историю России. Впрочем, это не наше дело — пусть молятся хоть Распутину или Ивану Грозному. Но при чем здесь Украина и ее национальная церковь? Это не ее история, не ее герои; скажем, в ХVI веке, во времена Ивана Грозного, Украина и Россия были так далеки друг от друга, будто находились на разных континентах. Несмотря на это, многие верующие УПЦ разгуливают по улицам Киева с портретами царя Николая II, с призывами канонизировать «святого старца» Распутина (исторический анекдот!), а сейчас — с «ангельскими» портретами пророссийского кандидата. Все это — чуждое и далекое нашему народу — происходит под «крышей» Украинской православной церкви.
Трудно представить, что духовенство УПЦ не понимает, что творит во время судьбоносных для народа и государства выборов. Настоящей драмой является то, что пророссийская политика УПЦ поставила многих ее членов, патриотов Украины, в очень сложное положение — в конфликт со своей совестью, со своим гражданским долгом. Люди почувствовали себя отчужденными от украинского общества, оказались на обочине событий, бурлящих в стране. Особенно переживают, как об этом свидетельствует интернет, молодые православные верующие — по совести они должны бы быть на Майдане, а вынуждены выполнять волю иностранной церкви — приказ из Москвы. Можно только догадываться, сколько патриотически настроенных светских и духовных лиц задумались над тем, какую роль заставила их играть УПЦ. И в какой компании (Жириновский, Лужков, «Православные» братства, полукриминальные кланы, «политические раскольники» и др.) они оказались.
Понятно, что подобные вещи не проходят бесследно даже для такой влиятельной церкви, как УПЦ. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Киеве — городе Киево-Печерской лавры, 190 общин и многих уважаемых монастырей УПЦ, за кандидата Ющенко проголосовали почти 70% избирателей.