ЖИЗНЬ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
Как следует из «Родословной таблицы русских государей с 862 года по 1862», опубликованной в 1862 году в виде приложения к книге «Тысячелетие России. 862- 1862», будущая княгиня Ольга родилась в 884 году. А как утверждают авторы книги «Правители России» Валентина Валькова и Ольга Валькова, днем рождения святой княгини Ольги является 24 июля, о чем свидетельствуют псковские летописцы. И родилась Ольга на псковской земле — в 12 верстах от Пскова в деревне Выбуты... По этой летописи Ольга была варяжского происхождения и, возможно, была дочерью кого-то из светлых и великих князей варяжского рода. По Несторовой летописи, Ольга была дочерью простого крестьянина, лодочного перевозчика, и в девичьи годы активно помогала отцу в его тяжелой работе. Нестор рассказывает, что, когда молодой князь Киевской Руси-Украины Игорь, сын Рюрика, находился на охоте вблизи Пскова, он попросил перевести себя на другой берег реки. Молодая и красивая Ольга-перевозчица понравилась князю. И, когда он начал к ней обращаться с шутливыми словами, она ему ответила так остро, что он проникся к ней уважением, а в дальнейшем, оценив ее разум и красоту, в 903 году женился на ней.
Вся последующая жизнь и деятельность княгини Ольги в период ее регентства из-за малолетства сына Святослава свидетельствует о ее славянском происхождении. При жизни князя Игоря Ольга пользовалась большим уважением и глубокой любовью князя, который подарил ей город Вышгород (вблизи Киева), а в составе посольства в Греции рядом с Игоревым послом всегда находился также посол его жены Ольги. Летописец Нестор называет Ольгу «наимудрейшей из всех людей». И, действительно, все годы правления святой княгини Ольги (более 20 лет) отличались миром, порядком и спокойствием в государстве.
МЕСТЬ ОЛЬГИ ЗА УБИЙСТВО МУЖА И ВОЙНА С ДРЕВЛЯНАМИ
Как повествует византийский историк, древляне, перебив немногочисленную дружину князя Игоря (вблизи Коростеня) «привязали сего несчастного князя к двум деревьям и разорвали его надвое». После этой трагедии в 945 году и началось фактическое правление княгини Ольги в Руси-Украине. Повествование о правлении княгини Ольги летописец Нестор начинает с подробного описания мести княгини за смерть мужа. Он пишет: «Гордясь убийством, как победою, и презирая малолетство Святослава, древляне вздумали присвоить себе власть над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на вдове Игоря, ибо они, платя дань государям киевским, имели еще князей собственных».
Не вдаваясь в подробности мести княгини Ольги, напомним лишь основные факты. Прибывших первых древлянских послов (20 человек), которых ее дружинники принесли в лодке, Ольга велела сбросить вместе с лодкой в огромную яму и заживо забросать землей. Затем через гонца она сообщила древлянам, что для осуществления их желания они должны прислать за нею еще более знаменитых мужей: «ибо народ киевский не отпустит ее к древлянам без их торжественного и многочисленного посольства». Для вновь прибывших послов по древнему обычаю была изготовлена баня, и в ней они и были сожжены. Затем Ольга велела передать, что она уже идет к древлянам и предлагает им варить мед в Коростене, где она хочет совершить тризну над могилой первого супруга прежде, чем выйти замуж за второго. Прийдя в Коростень с отборной частью своей дружины, она совершила тризну, а затем началось веселое пиршество, во время которого отроки княгини угощали всех знаменитых людей древлян. «Питье крепкого меда, — как утверждает летописец, — вскоре омрачило головы неосторожных, Ольга удалилась, подав знак воинам своим — и 5 тысяч пьяных древлян легли вокруг Игоревой могилы». После этого с большой дружиной Ольга обложила Коростень и приказала его жителям уплатить небольшую дань: по три голубя и три воробья от каждого дома. Получив этих птиц, она приказала привязать к ним тлеющие угли и выпустить птиц. Последние, прилетев к своим домашним гнездам, зажгли весь город.
Осуждая сегодня столь варварский, языческий метод расправы с вражеским населением, тем не менее следует напомнить о следующем. В «Русской Правде» Ярослава Мудрого, даже через 60 лет после крещения Руси-Украины, существовало право и обязательство кровной мести. Тем паче, в более древние времена, например, в договоре русских с греками, заключенном во времена князя Олега в 911 году в статье III прямо было сказано: «Русин ли убьет христианина или христианин русина, да умрет на месте злодеяния». Таким образом, княгиня Ольга исполняла свое обязательство перед убитым мужем.
КАК ОЛЬГА НАВОДИЛА ПОРЯДОК И БЛАГОПОЛУЧИЕ В СТРАНЕ
Несмотря на свой возраст, княгиня Ольга сама объезжала всю страну и была на Десне, Луге и Мете, и в Новгородской области и везде учреждала справедливые дани. Она разделила землю на «погосты», или волости, и сделала очень много для государственного блага. Ольга закладывала новые города, села, погосты и назначала в них правителей. Получаемая дань с древлян и других племен была разбита на три части: две из них шли в Киев, а третья — в Вышгород, город Ольги, что свидетельствовало о предпочтении государственных интересов по сравнению с частными, княжескими при Ольгином правлении. Внутри страны, по указанию княгини Ольги, были установлены и зафиксированы специальные места для ловли бобров, и бралась дань в виде бобрового меха, очень ценившегося в Европе и в Арабском мире. При Ольге устанавливались и так называемые «знамения» — места, где в дуплах деревьев обитали пчелиные рои. Такой промысел давал мед и воск, которые также были ценным предметом экспорта.
Как справедливо замечает историк Н.Карамзин, «разделив землю на погосты, или волости, — Ольга сделала, без сомнения, все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему состоянию России и везде оставила знаки своей попечительской мудрости». Относительно соседних государств Ольга придерживалась миролюбивой политики, она не ходила в дальние земли с войсками, хотя и была весьма храброй женщиной. Все дипломатические дела Ольга вела сама и проявила при этом умение и счастливую руку. Достаточно сказать, что с двумя тогдашними царствами — византийским и римским — она была в близких и дружеских отношениях.
ПУТЕШЕСТВИЯ ОЛЬГИ В ВИЗАНТИЮ И КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ
Установив мир и порядок в государстве и достигнув 70-летнего возраста, княгиня Ольга начала задумываться об успокоении своей души — крещении. Возможно, как утверждает историк Н.Полонская-Василенко, что она была крещена еще при жизни Игоря, но об этом не сохранилось свидетельств. Имеются сведения, что крещение Ольги состоялось в 955 году, при первой поездке в Византию.
Действительным историческим фактом является путешествие Ольги 9 сентября 957 года в столицу Византийской империи — город Царьгород (Константинополь), где она с большим уважением и почетом была принята императором Константином Багрянородным и царским двором. Во время посещения решались как дипломатические дела (ранее князь Игорь эти отношения существенно испортил), так и торговые отношения (с Ольгой приехало более 40 купцов), церковные (приехал и священник Григорий), а также велись и военные переговоры. Как следствие последних, уже в 961 году русское воинство ходило в помощь византийскому императору Роману II, а в 964 году — сражалось в Сицилии как наемники греков в борьбе с арабами. Как утверждает киевский летописец, в Царьграде императору Константину Ольга очень понравилась по своей красоте и уму, и он предложил ей руку и сердце, сопровождая это словами, что ей лучше бы подходило царствовать в великой империи (Византии), чем жить дома, среди дикого народа. Чтобы не обидеть императора резким отказом, она решила схитрить и ответила: «Окрести меня — стань мне крещеным отцом, а то не хорошо тебе иметь жену языческой веры». Император очень обрадовался, и вскоре патриарх константинопольский окрестил ее и дал ей христианское имя Елена. Но когда император Константин вторично обратился к Ольге с просьбой стать его женой, она ответила с лукавством, что она и рада бы была, но по христианской вере не позволено отцу брать себе дочь в жены. «Перемудрила ты меня, Ольга», — ответил император и преподнес ей и всем, кто с ней был, денежные подарки и отпустил всех домой.
Став крещеной, Ольга хотела окрестить и своего единственного сына Святослава, который уже водил свою дружину в успешные походы. Гордый Святослав отказался от крещения и, как пишет летописец, ответил матери: «Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мной?»
ПЕРЕГОВОРЫ ОЛЬГИ С ГЕРМАНИЕЙ И ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
В 959 году отношения Руси-Украины с Византией оставались напряженными, и Ольга решилась обратиться к немецкому королю, который вскорости стал императором — Оттоном I и лелеял свои большие планы — создать всемирную империю. Для Византии такие планы Оттона I были небезопасны и, мягко говоря, не приветствовались. В 959 году в город Ахен прибыло посольство от «королевы русов» Елены с просьбой прислать в Киев для народа епископов и священников. Такая миссия была осуществлена в 961 году, и ее возглавлял монах Адальберг (позже — епископ Магдебургский). Но основать кафедру в Киеве ему не удалось, так как часть членов его миссии противниками христианства в Киеве была убита, а сам Адальберг чудом остался живым и вернулся в Германию.
Начиная с 964 года, Ольга практически отошла уже от государственных дел и передала правление в руки сына Святослава, которого мудрая мать с юношества вводила в тайны европейской политики. В 969 году в возрасте 85 лет при полном здравии княгиня Ольга скончалась, предварительно запретив отправлять по себе языческую тризну, и была погребена христианским священником. Оценивая деятельность княгини Ольги, М.Грушевский заметил, что она держала сильной и привычной рукой государственную систему, и не дала ей ослабнуть и развалиться.