Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Епископ переломных времен

Неоцененный Кирилл Терлецкий
2 августа, 2007 - 19:02

В этом году исполнилось 400 лет со дня смерти епископа Кирилла Терлецкого. Однако эта дата осталась почти незамеченной. И это при том, что К. Терлецкий принадлежал к незаурядным фигурам в истории Украины и украинской религиозно-культурной жизни.

Он известен как один из инициаторов Берестейской церковной унии 1596 года. Его противники специально акцентировали внимание на аморальности (или даже преступности) Терлецкого. Это прослеживается в «Послании к епископам» Ивана Вышенского, «Апокрисисе» Христофора Филалета, «Предостережении» — произведениях, авторы которых были современниками этого иерарха. Благодаря этим произведениям создался негативный образ Терлецкого в украинской историографии. Причем уровень негатива был настолько велик, что даже греко-католические историки пытались не обращать внимания на эту фигуру.

Однако пора отойти от заангажированного рассмотрения фигуры Терлецкого и осмыслить его в контексте украинских реалий конца ХVI — начала ХVII века. Необходимо учитывать, что негативный образ Терлецкого вполне сознательно создавался его противниками, которые слишком предубежденно относились к деятельности епископа. А анализ его биографии дает возможность несколько по-другому взглянуть на эту непростую личность.

Терлецкий родился, по всей вероятности, на пинском Полесье ориентировочно в 40-х годах ХVI века. Во всяком случае, его молодые годы прошли в Полеском крае. Происходил он из шляхетского рода, корни которого были на Перемышлянщине. Причем отдельные выходцы из этого рода занимали высокие должности в церковной иерархии. В частности, в первой половине ХVI века православными перемышлянскими епископами были Лаврентий и Арсений Терлецкие. Следовательно, духовная карьера Кирилла вполне вписывалась в семейную традицию. Об образовании Терлецкого нам также ничего не известно. Естественно, как и большинство детей из украинских православных шляхетских семей, он овладел церковнославянской грамотой, знал порядок церковных служб. Но так и не освоил латинский язык, знание которого в то время в Европе считалось признаком образованности. Зато Кирилл хорошо знал Литовский устав, другие законодательные акты, умел составлять деловые бумаги. Это дает основания считать, что он мог учиться некоторое время в какой-то канцелярии гродского или земского суда.

Где-то в 60-е годы ХVI века Кирилл Терлецкий стал священником замковой церкви св. Дмитрия в Пинске. Доходы его тогда были очень скромны, о чем позже писал И. Вышенский: «…Кирилл, когда простым попом был, только дьячка за собой волочил, которому платил пирогами с храмового праздника…». И все же служение в замковой церкви Пинска — города, где находился центр епархии, открывало для Терлецкого определенные перспективы. Замковая церковь обслуживала элиту города. При соответствующем поведении Кирилл мог войти в доверие к местным власть имущим, приобрести нужные связи. Также он был членом клироса и имел возможность участвовать в епархиальном управлении, приобретая определенный опыт.

В 1572 году умер тогдашний Турово-Пинский епископ Андрей Русин-Берестейский. Он не принял монашеский постриг и правил епархией как светский человек. В те времена такие противозаконные, с точки зрения канонического права, вещи стали уже чем-то обычным для Украины.

Терлецкий, будучи тогда вдовцом, мог принять монашеский постриг, начал борьбу за Турово- Пинскую кафедру. И хотя у него были все основания ее занять, однако дело оказалось не таким простым. В то время епископские должности фактически покупались у короля Речи Посполитой. Чтобы стать епископом, нужно было заплатить немалую сумму. Очевидно, Кирилл такой суммы не имел. Получил он грамоту на епархию в период бескоролевья в 1574—1575 годах, когда это сделать было и легче, и дешевле. Правда, несколько позже, уже при короле Стефане Батории, он для пущей верности выпросил для себя подтверждающую грамоту. Похоже, кандидатура Терлецкого была поддержана князем Василием-Константином Острожским, имевшим земельные владения на Пинщине, со мнением которого здесь считались. Следовательно, назначение Терлецкого на кафедру состоялось без скандалов, с соблюдением соответствующих церковных и государственных традиций, что тогда, к сожалению, было скорее исключением, чем правилом. Во главе Турово-Пинской епархии оказался человек хотя и без надлежащего богословского образования, но из церковной среды, человек, понимавший потребности православного духовенства.

Терлецкий реалистически смотрел на вещи, прекрасно осознавал, что с ним и в церкви, и в обществе будут считаться только тогда, когда он будет владеть большими материальными средствами. В течение десяти лет управления епархией Терлецкий заботился о церковных владениях и увеличении архиерейских доходов. Вел непрерывную волокиту по этому поводу с различными личностями и успел нажить большое состояние.

И все же не стоит рассматривать деятельность Кирилла Терлецкого в сане турово-пинского епископа только как направленную на обогащение. Он не хуже (а, может, и лучше) других тогдашних украинских иерархов, справлялся со своими пастырскими обязанностями. Проявлял определенный интерес к культурной деятельности. Показательно то, что княжна Гальшка Острожская в своем завещании, в котором она сделала большие пожертвования в пользу Острожской академии, называет Терлецкого своим приятелем. Сам же этот документ был написан в Турове, и под ним сразу после подписи Гальшки стоит подпись Терлецкого как свидетеля. Не исключено, что он имел отношение к составлению этого документа. В то же время, завещание свидетельствует, что Терлецкий пользовался расположением князей Острожских. К турово-пинскому епископу также положительно относился Константинопольский патриарх Иеремия. Последний был категорически против введения нового календаря. В 1583 году он послал к православным Речи Посполитой ряд писем по поводу календарной реформы. Показательно, что они были адресованы жителям Львова, Вильнюса, а также Терлецкому. Такая избирательность в переписке патриарха свидетельствует о том, что он видел в лице Терлецкого одного из наиболее авторитетных иерархов Украины и Белоруссии и ревностного защитника православия.

Конечно, Терлецкого не устраивала бедная Турово-Пинская епархия. В 1585 году у него появилась возможность улучшить свое положение. В этом году умер луцко-острожский епископ Иоанн Борзобагатый-Красенский — чуть ли не самая скандальная фигура в тогдашнем украинском православии. На епископскую кафедру Иоанн пришел светским человеком. Его назначение и деятельность сопровождались постоянными эксцессами. Даже умер он банитом, то есть человеком, лишенным из-за преступлений гражданских прав. За время своего правления Иоанн разграбил епархию и пораздавал ее имения своим родственникам.

На фоне такого иерарха Терлецкий выглядел более чем прилично. Князь В.-К. Острожский, считавшийся тогда покровителем православных в Речи Посполитой, оказал ему помощь в деле получения Луцко-Острожской епархии. 17 сентября 1585 года Терлецкий в соответствии с королевским разрешением стал полноправным ее руководителем. Эта епархия принадлежала к самым богатым православным епархиям Украины. Хотя в результате деятельности Иоанна Борзобагатого- Красенского пребывала она тогда далеко не в лучшем состоянии. Кириллу пришлось приложить немало усилий, чтобы навести здесь порядок. При этом он нередко применял насилие, отбирая епархиальные имения у родственников своего предшественника.

Со временем Терлецкий стал зажиточным человеком, по состоянию не уступавшим тогдашним украинским магнатам. При епископе находился отряд вооруженных гайдуков, большое количество слуг, среди которых были даже люди знатного рода, например, князи Гедройты. Возможно, эти успехи, богатство повлекли за собой то, что Терлецкий начал терять контроль над собой, считал, что ему все позволено. Конфликты с местными шляхтичами начали перерастать критическую массу. У епископа появилось немало врагов, обвинявших его в различных преступлениях.

Однако Терлецкий, осуществляя руководство Луцко-Острожской епархией, уделял внимание не только вопросам материальным. Не забывал он и о проблемах культурных. В его времена в епархии интенсивно развивалось образование. Есть сведения, что на средства епископа где-то в 80-е годы ХVI века была отпечатана книга «О крестном знамени».

Терлецкий имел неплохую репутацию в церковных кругах, о чем свидетельствовали события, связанные с приездом в 1588— 1589 годах на украинские земли Константинопольского патриарха Иеремии. Последний принялся наводить здесь порядки, лишив сана многих священников и даже некоторых иерархов, в частности, Суспральского архимандрита Тимофея Злобу, обвиненного в убийстве, а также Киевского митрополита Онисифора (Дивочку). Под этот «покос» Кирилл не попал. Более того, в августе 1589 года патриарх назначил его в Киевской митрополии своим экзархом, предоставив очень широкие полномочия. Луцко-Острожскому епископу было поручено присматривать за духовенством, наказывать виновных и даже лишать их положения. Благодаря этому назначению Терлецкий фактически стал первым лицом в тогдашней церкви Украины и Белоруссии. Однако именно тогда в жизни этого иерарха произошел «надлом» и началась полоса серьезных неприятностей.

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «История и Я»

Петр КРАЛЮК, доктор философских наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ