Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Господин магистр Георгиус из Руси»

О европейски образованном украинце XV века, сумевшем реализовать себя
11 октября, 2013 - 12:18
ЮРИЙ ДРОГОБЫЧ. БАРЕЛЬЕФ ЛЬВОВСКОГО СКУЛЬПТОРА ЕВГЕНИЯ ДЗИНДРЫ

Правду говоря, странными иногда выглядят наши сегодняшние «жаркие» споры о европейском выборе Украины, его смысле, преимуществах, близких и отдаленных последствиях! Дело в том, что еще пять-шесть веков назад (а если брать времена Киевской Руси, то и десять веков назад) лучшие, самые дальновидные, самые мудрые представители нашей национальной элиты — созидатели государства, интеллектуалы, военные деятели — этот выбор уже сделали. Потому что понимали, что именно европейская христианская цивилизация, со всеми ее изъянами, несовершенствами, кризисами, войнами — это естественный дом для Украины.

И они не были в Европе чужими. Многим известны хрестоматийные исторические сюжеты о Ярославе Мудром, породнившемся почти со всеми королевскими и княжескими династиями Европы; о Даниле Галицком, принявшем доставленную из Рима королевскую корону; об участии украинских воинов в битвах при Грюнвальде (1410 год); о разгроме князем острожским московского войска под Оршей; о победе гетмана Сагайдачного под Хотином...

А вот нашему герою — украинскому ученому-просветителю, географу, астроному, врачу, философу, астрологу, путешественнику — Юрию Котермаку (Дрогобычу — вторая фамилия совпадает с названием родного города Юрия, уроженца Галичины, или же, как в XV веке, да и позже, часто писали — Русьского княжества), повезло гораздо меньше. А между тем достаточно привести только два красноречивых факта: перед нами — ректор (1481—1482 гг.) Болонского университета, одного из самых славных и самых давних учебных заведений Европы того времени! И еще «господин магистр Георгиус из Руси» (так именовали Юрия еще перед избранием на «почти недосягаемую» ректорскую должность) был автором первой написанной украинцем печатной книги, выпущенной в Европе (1483 год — «Прогностическая оценка поточного года магистром Юрием Дрогобычем из Руси, доктором искусств и медицины Болонского университета», Рим, напечатано в типографии Эухариуса Зильбера). Для ориентации в «историческом пространстве»: знаменитый Иван Федоров родился через 37 лет.

Юрий Котермак-Дрогобыч (точная дата его рождения неизвестна, исследователи располагают ее где-то приблизительно между 1448 и 1452 годами) был ровесником одного судьбоносного для европейской цивилизации изобретения — основания книгопечатания Иоганном Гутенбергом (примерно в 1445 или 1450 году) и одного из самых знаменитых путешественников в истории человечества — Христофора Колумба (родился в 1451 году). И это глубоко символично. Потому что Юрий Дрогобыч жил в удивительную, исключительную эпоху, когда перед мужественными, смелыми, предприимчивыми и в лучшем смысле слова честолюбивыми (не будем здесь употреблять не очень удачное, как кажется, словцо — «амбициозными») людьми открывались поистине безграничные горизонты. И путь к славе (тем, кто не погиб, конечно!). Хочешь — становись великим путешественником или знаменитым ученым, или прославленным живописцем, или могучим министром, или покорителем далеких земель Америки с ее бесчисленным золотом. Главное — иметь талант и стремиться победить (однако, отметим, за эти победы люди платили собой: своей жизнью, здоровьем, карьерой; с другой стороны, и «социальные лифты» тогда все-таки работали».

Вот и Юрий Котермак, сын Михаила Котермака, небогатого дрогобычского ремесленника, с юных лет мечтал учиться и достичь вершин науки, увидеть далекие земли, узнать, как в Европе и на Востоке живут люди. Вообще история его жизни иногда похожа то ли на удивительную сказку о «гадком утенке», то ли на причудливую легенду — столько препятствий пришлось преодолевать талантливому юноше. Мать умерла, когда будущий ректор и доктор искусств и медицины был еще совсем маленьким. Достаточно рано Юрий потерял и отца. Но жадное стремление учиться (и путешествовать) не давало ему покоя. Еще подростком наш герой (вместе с группой купцов) осуществил путешествие в Крым — через Буковину, молдавские земли, дальше по морю. А в 1469 году настойчивый юноша, который уже хорошо владел латынью, польским и древнегреческим языками, записывается в Краковский университет — ближайший к Украине (поскольку Юрий не мог оплатить всю сумму взноса, было разрешено снизить оплату).

Четыре года обучения в Кракове (как и все университеты того времени, местное учебное заведение состояло из 4 факультетов: богословского, юридического, медицинского и «артистического», где изучали семь «свободных искусств» — грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, музыку и философию) — и Юрий Котермак получает почетную степень магистра. А что дальше? Мысленно молодой магистр мечтал об Италии, а особенно о, возможно, самом знаменитом тогда учебном заведении этой страны — Болонском университете. Чтобы воплотить в жизнь свою заветную мечту, читатель, будущий прославленный ученый пешком (!) преодолел расстояние от Кракова до Болоньи — через Словакию (Кошице), Венгрию (Буда), Венецию, Падую. Потому что не имел денег, чтобы купить или нанять лошадей.

Однако такое упрямство не так уж и удивляло — если учесть очень высокую репутацию Болонской alma mater в тогдашней Европе. Действительно, речь идет об университете, который в средние века славился буквально на весь мир. Его зародышем стала городская школа «свободных искусств» (уже упомянутых выше), основанная примерно в 826 году (!). В частности, юридическая школа Болонского университета оказала огромное влияние на развитие общественно-политической мысли в Европе. По меньшей мере из 20 стран прибывали сюда ученики, а возвращаясь после студий домой, привозили с собой рукописи трудов болонских правоведов. Ряд университетов в Италии был основан выходцами из Болоньи, а в большинстве европейских университетов юридические факультеты создавались по образцу Болонского. Управление университетом оставалось в руках студентов — избранный ими ректор (не обязательно из числа главных, «сановитых» профессоров) имел власть не только над учениками, но и над преподавателями, которые должны были выполнять его указания.

Уже с начала XIV века в Болонье фактически существовало объединение трех отдельных университетов: к двум юридическим (отдельно для итальянцев и иностранцев) присоединился еще «университет медиков и артистов», который охватывал «все науки, кроме права». Причем каждый из трех университетов имел собственного ректора, который не только руководил учебными и хозяйственными делами, но и судил студентов и всех «служителей» университета. И спросим себя: мог ли Юрий Котермак из Дрогобыча даже подумать, что наступит время, когда и он будет занимать эту чрезвычайно почетную должность ректора Болонского университета медицины и свободных искусств? А так и произошло.

15 октября 1478 года (впереди были несколько десятков месяцев напряженной учебной работы) Юрию Дрогобычу было присвоено звание «доктора свободных искусств» (доктора философии). Вскоре молодой доктор уже читал в университете курс астрономии (согласно традициям того времени, эта наука была теснейшим образом связана с астрологией; и наш герой тоже весьма быстро овладел искусством составлять астрологические прогнозы). В то же время Юрий начал посещать университетские лекции по медицине, намереваясь за четыре года получить звание доктора и в этой отрасли. И это произошло.

А самым главным достижением жизни Юрия Дрогобыча — «господина Георгиуса из Руси» — стало его избрание 24 марта 1481 года ректором Болонского университета медицины и свободных искусств. Удивительно, но этот еще совсем молодой человек (около 30 лет) заслужил своей образованностью, преданностью науке и преподавательскому умению такой авторитет в Болонье, что за Юрия проголосовали не только студенты, но и такие известные в Италии и за ее пределами профессора, как астроном Джилорамо Манфреди, медик Габриеле Джерби, философ Несторе Моранди, преподаватель поэзии и риторики Галеотто Марцио.

Обязанности ректора были сверхответственными. Он должен был поддерживать контакты с городским правителем Болоньи — подестой — и решать с ним все спорные вопросы; контролировать студентов; составлять списки занятий на учебный год; принимать присягу от каждого из профессоров, читавших лекции, вообще ото всех, кто обслуживал университет и имел заработок за счет студентов; принимать в университет новых студентов (индивидуальные беседы); контролировать оплату труда преподавателей; распоряжаться имуществом университета. И это — только маленькая часть нагрузок. Однако и уважение большое; ректор — один из самых почетных граждан города, наравне с подестой! Заметим, что за полтора года пребывания на должности Котермак действовал предельно честно и смог отчитаться за каждое потраченное им сольдо.

А затем (1483—1486 годы) он жил в Неаполе, Феррари, Риме. Именно в «вечном городе» и была издана и книжка — сборник астрологических прогнозов на следующий 1483 год, географических и медицинских научных сведений (полностью достоверных), о которой мы уже вспоминали. Повторимся: есть веские основания считать, что это — первое выпущенное в Европе печатное издание, автором которого был украинец. А еще он лечил людей (на высоком профессиональном уровне), корректировал географические карты, как мог помогал бедным и обездоленным.

Последние годы недолгой жизни Юрия Котермака-Дрогобыча (он умер в феврале 1494 года в возрасте около 45 лет) прошли в Кракове, где Юрий был одним из самых уважаемых преподавателей местной alma mater, откуда, собственно, и начался его путь в широкую жизнь и науку. Несомненно, этот человек заслуживает благодарную память нашего народа.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ