Женщины. В душах женщин ощущение греха часто является ничем иным, как отражением инстинктивного осознания ценности жизни. Из-за этого значительная часть опрошенных своим наибольшим грехом считает аборты. Одна из них, мать двух взрослых детей, никак не может простить себе аборт, сделанный в молодости, несколько десятилетий назад. «Я тогда много плакала — как до операции, так и после. Хотя мне вроде бы не в чем было себя винить — обстоятельства так сложились, что не было выхода. Однако годы идут, а рана не заживает и душа все болит».
Для другой — довольно многочисленной — группы женщин, грех приобрел форму «предать себя». Речь идет о таком типе личности, который имеет твердые убеждения, собственный моральный кодекс, но не всегда способна его соблюдать. И каждый проступок воспринимает как вину перед собой, как ущерб собственной душе.
Еще одно женское толкование. Потенциально очень греховным является распутье выбора: брать или не брать на себя ответственность за другого человека. Грехом может оказаться как энергичное вмешательство в чужую судьбу, так и невмешательство — «умывание рук». Что является здесь большей виной — «интеллигентская» пассивность или «беспардонная» активность?
Мужчины. С мужчинами разговаривать оказалось сложнее — было очевидно, что эта проблема их не очень, мягко говоря, волнует. Для них грех является чем-то вроде чумы или проказы, распространенной в другие времена или в ином мире. Поэтому мужчины, в отличие от серьезной реакции женщин, в ответ на вопросы преимущественно отшучивались или говорили какие-то мелочи. Так, один из них «признался», что все его моральные нарушения связаны с любимой собакой.
Были, однако, среди сильного пола и более содержательные подходы к проблеме. Например, такой: радоваться за счет других — грех. Скажем, радоваться по поводу получения должности, на которую претендовал также другой человек. «Полноценно веселиться по этому поводу я не могу даже тогда, когда этот человек мне безразличен или неприятен». А другой интересный респондент считает, что в повседневной жизни весьма важно и одновременно очень трудно не предавать своих друзей. «Иногда в мелочах, иногда просто из вежливости. Например, твой собеседник кого-то ругает, а тебе неудобно возразить. И вместо того, чтобы опровергнуть поток несправедливых обвинений или угроз, ты невольно присоединяешься к ним — хотя бы кивком головы или через молчание. Потом долго скребет на душе, не можешь избавиться от отвращению к себе». По его мнению, к десяти Заповедям крайне необходимо добавить еще одну: «Не предавай друга своего — даже в мелочах. Не молчи, когда его несправедливо осуждают». (Мне кажется, именно это говорит девятая Заповедь: «Не свидетельствуй неправдиво против своего ближнего!»).
Знаменательно, что ни один мужчина, как и ни одна женщина не сослались на угрызения совести, причиненные нарушением заповеди «Не прелюбодействуй». Вроде бы сегодня это уже перестало считаться грехом.
Верующие. Труднее всего было разговаривать с верующими людьми в храмах. Они немедленно начинали перечислять Заповеди, доказывать, например, что убивать грешно. А когда им напоминали, что все люди, даже верующие, не свободны от греха в душе, в повседневных поступках, прихожане переходили на церковные обряды, на необходимость регулярно ходить в церковь и тому подобное. Почти никто не вспомнил об отношении к близким, об искушениях, хоть и очень далеких от убийства, повседневной жизни. Только один седой мужчина сказал очень важное: «Если хочешь до конца своих дней иметь покой в душе, то «Почитай своего отца и мать свою» при жизни их, не надейся, что сможешь откупиться богатыми поминки или роскошными памятниками — не удастся! Поздно!»
В заключение вспомню еще два наблюдения. Довольно часто получалось так, что на вопросы об их собственных грехах люди отвечали длинным списком прегрешений своих ближних. Выразительным, типичным для нашего общества, является и следующий факт — ни один из опрошенных людей не вспомнил, по крайней мере «прямым текстом», грех невыполнения своих обязанностей перед обществом или государством. Словно этих обязанностей и не существует в природе. Только пенсионеры, не сговариваясь, сформулировали новую моральную заповедь: «Тяжкий грех перед Богом и людьми — не выплачивать старым людям пенсию!».