В начале сентября Католическая церковь вспоминает одного из самих почитаемых и известных святых — Римского папу Григория I Великого (540 — 604). Этот святой почитается и православ н ыми церквями, где его называют Григ орием-Двоесловом, т.е. ведущим ди алог.
Родился Григорий около 540 г. в Риме в богатой и влиятельной сенаторской семье. В 572 г., по распоряжению императора Юстиниана, он стал префектом (первое лицо административного управления) города Рима. После смерти отца Григорий превратил отцовский дворец в Риме в бенедиктинский монастырь св. Андрея и уединился там с 12-тью своими последователями. Еще шесть монастырей он основал в Сицилии, на землях, унаследованных от отца. Вскоре папа Пелагий I посвятил Григория в сан регионального дьякона, а папа Пелагий II отправил его, как представителя интересов папы при императорском дворе, в Константинополь. Григорий продемонстрировал тогда ту недюжинную дипломатическую мудрость, которая позднее отличала его деятельность — как духовную, так и светскую. На римскую кафедру он был избран в 590 году. Даже сегодня, спустя почти полтора тысячелетия, историки считают, что это был самый влиятельный и мудрый Папа первого тысячелетия.
Деятельность Папы Григория I была направлена, прежде всего, на христианизацию Западной Европы, в том числе на искоренение арианской ереси, которую исповедовали тогда многие народы (вестготы, лангобарды и др.). Ему также удалось осуществить обращение англосаксов, ради чего он отправил в Англию 40 монахов из монастыря св. Андрея. Действовал Папа не силой или угрозой, но, как правило, словом, проповедью. Он сумел даже заключить мирное соглашение с лангобардами, осаждавшими Рим в 592— 593 гг., что существенно облегчило положение Италии и усилило влияние Римского престола в полудикой тогда Западной Европе. Немаловажную роль в его политических успехах сыграло, как пишут современники, «разумное великодушие» и учет национальных особенностей тех народов, которые обращались в христианство.
Папа Григорий занимался не только крещением народов Западной Европы — как глава Римской области и части Италии, он боролся с голодом и эпидемиями, реорганизовал использование церковной земельной собственности, защищал арендаторов земель от эксплуатации, проявлял заботу о бедняках, что сильно опережало время. (Византия, в которую номинально входила тогда Италия, мало интересовалась такими проблемами.) Источники свидетельствуют, что этот удивительный Римский папа защищал также права евреев. Сам же папа всегда отличался необыкновенным «нищелюбием» и жил беднее и проще почти всех своих подданых.
Известен Григорий I и как церковный писатель — с конца первого тысячелетия его стали называть (наравне с прославленными святыми — Августином, Амвросием и Иеронимом) «избранным учителем церкви». Сразу после появления его книги «Беседы, или диалоги о жизни и чудесах италийских отцов», Григория стали называть (особенно греки) «Двоесловом», то есть «собеседником». Многие из его произведений дошли до наших дней и пользуются успехом. Это, например, «Правило пастырское» («О пастырском служении»), где автор всесторонне и полно описывает образ жизни и деятельности истинного пастыря. «Моральные толкования на книгу Иова» св. Григория стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики, пригодные практически для всех возможных жизненных обстоятельств.
Григорий Великий составил также канонический список семи смертных грехов, который включает: сладострастие (похоть), гнев, зависть, чревоугодие, уныние, гордыню, алчность. Это не самые тяжкие или самые страшные из всех грехов, но, по мнению автора, они неизбежно влекут за собой другие грехи — гораздо тяжелее перечисленных. Списку грехов противопоставляется перечень добродетелей. Гордыне противопоставляется смирение; жадности — щедрость; зависти — любовь; гневу — доброта; похоти — самоконтроль; чревоугодию — умеренность и воздержание.
Кроме своих литературно- проповеднических талантов, св. Григорий отличался необыкновенной музыкальностью и любовью к музыке. Он создал особую школу церковного пения, дошедшую до наших дней и известную как «Григорианское пение» (Cantus Gregorians). Всю свою жизнь Григорий собирал напевы разных христианских церквей и разных народов, которые включил в сборник «Антифонарий». Он так ценил и любил этот сборник, что приказал прикрепить его к алтарю церкви св. Петра в Риме цепью — как неотъемлемую часть церковной жизни.
Интересно отметить один очень актуальный сегодня — когда в православии не утихает борьба за первенство, за место в диптихах — факт. Речь идет о том, что Римский папа Григорий I последовательно выступал против титула «вселенский патриарх» или «вселенский папа». Невзирая даже на то, что этот титул неоднократно присваивался не только патриархам Константинополя, но и римским папам. Григорий искренне стремился к сохранению епископской коллегиальности во Вселенской церкви, а не к укреплению одностороннего авторитета Римской кафедры. И призывал «отмести слова, раздувающие тщеславие и уязвляющие нашу братскую любовь». Поэтому не удивительно, что именно он ввел в употребление один из самых известных титулов Римского папы: «Раб рабов Божьих» (Servus servorum Dei), т.е. — раб людей.
Знамениты и в высшей степени современны его высказывания, касающиеся методов христианизации или проповеднической деятельности. Так, поручая своему ученику Августину проповедовать среди англосаксов, он настоятельно просил его учитывать в должной мере привычки тамошних язычников и использовать их (привычки) с умом и осторожностью.
В этом году Римский папа Бенедикт XVI посвятил специальную проповедь этой «почти уникальной фигуре, которая до сих пор является образцом как для людей Церкви, так и для светских администраторов. Ведь Григорий Великий уже в 30-летнем возрасте занимал наивысшую гражданскую должность префекта, а позже стал епископом Рима. При этом он никогда не менял — в зависимости от должности — свой стиль жизни. Даже тогда, когда находился, как представитель Папы, при роскошном императорском дворе Византии, вятой Григорий и там вел монастырскую, простую и почти нищенскую жизнь. И всегда помнил, что он есть «слуга слуг Божьих».
Умер св. Григорий в 604 году. Его мощи покоятся в Соборе апостола Петра в Риме.