Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Химера «евразийской империи»

Украинцы и половцы — россияне и монголы: одна и та же модель поведения
11 июля, 2014 - 12:57
МОНГОЛЬСКИЙ ОТРЯД В БОЮ (РИСУНОК). В ИСТОРИИ БЫВАЮТ НЕОЖИДАННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ, СБЛИЖАЮЩИЕ, КАЗАЛОСЬ БЫ, НЕСОВМЕСТИМЫЕ ЯВЛЕНИЯ. НУ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОБЩЕГО МЕЖДУ БАТЫЕМ И ПУТИНЫМ? / ФОТО С САЙТА KIEV-MAPS.IO.UA

Планы Путина создать евразийскую империю от Лиссабона до Владивостока сильно напоминают стремление монголов в XIII столетии завоевать территории от Тихого до Атлантического океана, который они называли Последним морем. В принципе, великий поход хана Бату с командующим войском степняков Субедеем-багатуром и был попыткой положить под копыта монгольских скакунов всю Евразию. Художественная интерпретация данных событий описана в романе В. Яна и так и называется: «К последнему морю». Но монголы дошли только до побережья Адриатики и в Западной Европе надолго не задержались.

Данный национальный порыв — завоевать все и напоить своих лошадей водами Атлантического океана (территория формирования монгольского народа не соприкасалась с солеными морями, и единственным «морем» для монголов был пресноводный Байкал) — известный евразиец Лев Гумилев объяснял пассионарный порыв монголов, неким всплеском энергии их этноса, когда у молодого народа начинает рождаться непомерно большое количество энергичных и волевых людей, что все же, маловероятно, ибо напрямую отсылает нас к биологии.

Загадка, скорее всего, прячется в мироощущении. Как бы внешний, формальный фактор своих завоеваний монголы объясняли тем, что делают это только потому, чтобы наказать половцев, с которыми постоянно находились в состоянии войны, а также чтобы положить конец захвату рабов из Великой степи сильными, граничащими с Великой степью государствами: Китаем, Хорезмом, Ираном, древнерусскими княжествами. Поскольку половцы, преследуемые монголами, часто находили прибежище в соседствующих с Великой степью государствах, с условием защищать от других кочевников рубежи этих государств, гнев монголов обрушивался на земледельческие и городские общества еще и по этой причине. Но главной и очевидной причиной войны монголов с половцами было желание контролировать Великий Шелковый путь. От территории современного западного Китая Великий Шелковый путь тянулся через территорию современного Казахстана, проходил через степные врата между Уральскими горами и Каспием до Крыма, где товары из Дальнего Востока уже подхватывали арабы и итальянцы. Но от Западного Китая до Крыма Великий Шелковый путь контролировали половцы, от чего имели неплохой доход. Только начало эпохи мореплавания, эпохи великих географических открытий положило конец торговым путям по суше, из которых наилучший и легкодоступный тянулся по Великой степи, из-за чего Великая степь начала чахнуть, а ее народы, некогда наводившие ужас на земледельческие государства, тихо жили в стороне от прогрессирующего Запада и других городских цивилизаций.

Монголы ничего не знали о культуре и жизнеустройстве цивилизованных, земледельческо-городских народов, поэтому и не считали грехом насаждать свое видение мира, ибо чувствовали его для себя единственно правильным. Речь не идет о том, что вывозящие рабов из Великой степи земледельческие государства были безгрешными, — рабы в те времена были самым лучшим товаром и самой лучшей «валютой», а варварские территории, каковой оказалась Великая степь, стали своеобразным резервуаром, из которого земледельческие государства постоянно черпали невольников. В те времена Великая степь, касательно невольников, играла роль Африки XVI — XVIII столетий, — была поставщиком человеческого товара. Речь идет о том, что ничего хорошего, то чему можно было бы поучиться, монголы вообще не замечали у земледельческо-городских народов, поэтому и разрушали города и ирригационные системы, чтобы, по их словам, было больше места, где можно выпасать лошадей и верблюдов.

Еще одной из причин нападения монголов на страны, соседствующие с Великой степью, была месть, — железное и неукоснительное правило поведения людей позднего родового строя и военной демократии, к каковым евразийские степняки в те времена и относились. Уничтожение Хорезма было вызвано коварством и своеобразным расизмом жителей процветающих оазисов Средней Азии, поскольку посланных Чингисханом к правителю Хорезма монгольских послов подданные правителя по его же велению убили. Монголы не прощали оскорбления.

Битва на реке Калка, в которой против небольшого монгольского войска выступили в военном союзе древнерусские князья нескольких княжеств, половцы и бродники, была вызвана тем, что, опять же, посланных монголами парламентариев к русским князьям для разъяснения, что монголы преследуют только половцев, русские князья убили. Убийство послов — для монголов святотатство, поэтому они жестоко наказали войско древнерусских князей и их союзников.

И уже при походе Бату в Восточную Европу, Рязань и Козельск были уничтожены и сожжены монголами только за то, что монгольских послов, посланных в эти города, не выслушали и убили. Представители земледельческих государств воспринимали монголов варварами, дикарями, недолюдьми, и соблюдать с ними какие-то моральные правила, определенный кодекс чести правители этих государств не считали нужным. Другими словами, монголы были не только взбешены, переполнены негодованием из-за такого пренебрежительного отношения к ним, но и понимали или чувствовали, что к ним относятся как к людям второго сорта, что вызывало желание мести, а вместе с ним и небывалую отвагу.

Нечто аналогичное, но в вывернутом наизнанку виде, как бы перевернутое с ног на голову (хотя сама ментальная матрица, откладывающая отпечаток на действия, спровоцированные проявлением реальной действительности, та же, что и у средневековых монголов) мы имеем возможность наблюдать на примере современной и направленной на Украину агрессии Российского государства. Данную войну некоторые назвали войной XXI века. Но государство, вызвавшее агрессивные действия россиян, во-первых, становится для России враждебным уже после событий, искусственно созданных российским правительством. Вначале враждебность к Украине возникает в мироощущении россиян, и только после череды провокационных действий, которые якобы показывают притеснения русских и русскоязычных в Украине, правительство России заявляет, что вынуждено вмешаться в дела украинского государства только для того, чтобы спасать живущих на территории этого государства этнических русских. Однако, в случае с монголами, монголы не питали никакой враждебности к государствам, в которые направляли своих послов, чтобы решить вопрос о половцах. Враждебность возникала лишь после убийства послов. Современное же российское правительство повторяет ту же схему поведения, только уже перевернутую с ног на голову. Вначале враждебность путиновского режима к Украине, а затем моделирование в граничащих с Россией областях Украины событий таким образом, чтобы, по вине провокаций засланных из России специальных служб или людей, настроенных на воссоединение с Российской Федерацией, кто-то из этнических русских или русскоязычных пострадал, что и дает повод России совершить военное вмешательство. И у средневековых монголов и у современных россиян видимой и внешней причиной объяснения вмешательства в дела другого государства является месть за обиженных или убитых людей одного с ними этноса. Просто в случае с монголами эти люди уже были убиты представителями земледельческих государств, в случае с современной Россией, — они могут быть убиты или притеснены.

Чтобы схема, аналогичная монгольской, полностью была реализована, но только внешне и, естественно, вывернутой наизнанку, необходимо через пятую колонну и засланных на «враждебную» территорию военных и российских шовинистов спровоцировать население к таким действиям, чтобы в самом деле кто-то из этнически близких или соотечественников погиб, и тогда у российского правительства руки будут «обоснованно» развязаны. К тому же, если учесть то, что подает российское телевидение российскому люмпену, а именно неких расстрелянных «бандеровцами» россиян, которые приехали в Украину к своим родственникам, месть уже должна реализоваться. Пребывающая на уровне коллективного бессознательного ментальная схема полностью вырисуется, то есть породит в гневных душах российскоподданных уже якобы обоснованное негодование, а значит, и чувство мести. Дело в том, что данная схема может существовать только в социуме, большинство которого мыслят мифологически, как впрочем, и любой тоталитарный режим, обожествление власти, возможны только в том случае, если в мироощущении критической массы населения данных режимом миром правит миф.

Монголы чувствовали, что к ним относятся как людям второго сорта только после того, как с их послами уничижительно обращались или жестоко убивали. Российское правительство чувствует свою второсортность заранее, поэтому и обвиняет Запад в различных грехах и пытается, по словам Лаврова, сделать своим стратегическим заданием — создание в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.

Но, как было показано, схема ментальной реакции на события действует в перевернутом виде, шиворот-навыворот, так что можно надеяться, что и великие завоевания современной российской империи — это не завоевание в прямом смысле слова, а нечто, если говорить о завоеваниях и «стягивании» территорий, перевернутое с ног на голову.

Николай КАРАМЕНОВ, историк, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ