Жизнь бунчукового товарища и действительного статского советника Петра Симоновского — человека с настоящим европейским образованием — показательна для понимания особенностей истории Гетманщины и украинского народа в целом. Казацкий интеллектуал, как и подавляющее большинство известных украинцев, достиг успеха благодаря настойчивому труду. К тому же Симоновский реализовал себя не только в родном обществе и государстве. В Гетманщине XVIII в. для молодого амбициозного человека светская жизнь представлялась следующим образом: получение образования, нахождение человека, который бы содействовал карьере, служба в казацкой администрации, при которой необходимо было добиться получения имений, удачного брака. Общественно-политическими ценностями были — богатство, статус и власть, которые выражались в «вольностях». Очень важной для этого века была и религиозная цель жизни. Она показательно переплеталась с материальными ценностями в предсмертных завещаниях, когда все нажитое состояние жертвовалось родственникам, церквям, монастырям «на вечное поминание души». Для П. Симоновского «вольности» и православие также относились к самым главным ценностям.
Светская «модель» жизни в Гетманщине была похожей для многих эпох истории украинского народа и других обществ, которые по Ф. Фукуяме, имели низкий уровень доверия. Еще со времен Великого Княжества Литовского элита на украинских землях функционировала в пределах клиентских взаимоотношений между князьями (патронами) и шляхетством-боярами (клиентами). Такая организация общества была передана всей Речи Посполитой после объединения Великого княжества Литовского с Польским Королевством (Люблинская уния 1569 г.). Из государства Богдана Хмельницкого (1648 — 1657 гг.) развилась Гетманщина, управление в которой осуществлялось казацкой старшиной и «Значним військовим товариством». В последнее входили значковые, военные и бунчуковые товарищи, которые за работу (главным образом в судопроизводстве) и различные услуги главным представителям казацкой администрации получали землю и не подлежали юрисдикции обычных судов. В Российской империи представители украинских знатных семей через влиятельные кланы-землячества достигали вершин в военной и гражданской администрациях. В Советском Союзе наблюдались в чем-то подобные процессы общественно-политической жизни. Т.е. по внешним признакам жизнь Петра Симоновского была похожа на биографии украинских интеллектуалов в Российской империи.
Петр Иванович Симоновский (1717—1809 гг.) был сыном военного товарища Нежинского полка. Главные факты его жизни собраны в «Родословнику» В. Модзалевского. В 1746 — 1748 годах он изучал философию в Киево-Могилянской академии, далее, по историческим свидетельствами, с высокой достоверностью Симоновский учился в Варшаве. Точно известно, что продолжал он образование в немецких университетах городов Галле (1748 г.), Виттенберг (1748 г.) и Кенигсберг (1751 г.). В Кенигсберге Симоновский был наставником двух сыновей генерального подскарбия Василия Гудовича — Андрея и Ивана.
Петр Симоновский благодаря образованию сделал успешную карьеру в казацкой администрации: 31 августа 1753 года он стал переводчиком при Генеральной военной канцелярии, потом сотником Кобижчанским Киевского полка (1757—1764 гг.). В течение этого времени он входит в окружение украинского гетмана Кирилла Разумовского, что помогло ему 7 апреля 1764 года получить должность судьи Остерского уезда, 12 ноября того же года — ранг бунчукового товарища, а 25 сентября 1767 года «по изведанным достоинствам» он был назначен членом Генерального суда (вместе с известным Александром Безбородько). Симоновский оставался на должности судьи до конца автономного существования Гетманщины. В 1781 году, когда на Левобережье были введены наместничества, казацкий интеллектуал в чине надворного советника был назначен председателем департамента Киевского верхнего земского суда (1782—1797 гг.), в 1784 году получил чин колежского советника, в 1788-м — орден Владимира 4-й степени, а в 1793 году — чин статского советника. После ликвидации наместничеств (1797 г.) Симоновский выходит в отставку в чине действительного статского советника с «пенсионом».
Петра Симоновского высоко ценили в Российской империи как интеллектуала и профессионала своего дела. Уже упомянутый Александр Безбородько, который хорошо знал Симоновского по работе в Генеральном суде, рекомендовал его В. Воронцову в 1785 году как человека, который знает «языки и многіе науки, найпаче же юриспруденцію».
Казацкий интеллектуал интересовался западноевропейской культурной жизнью и поддерживал связи с зарубежными издательствами. Согласно сведениям 1763 года, он в течение многих лет имел связи с бреславльской фирмой Корна и Гамперта, при помощи которых доставал иностранные книги. Например, для полкового врача Фелькнера, доверенного лица гетмана Кирилла Розумовского в Батурине, аптекаря Беттигера в Глухове, механика Гиршбергера в Батурине.
Среди историко-литературных произведений казацких интеллектуалов XVIII в. труд Симоновского «Краткое Описаніе о козацком малороссійском народе и в военных его делах, собранное из разных історій иностранных, немецкой — Бишинга, латинской — Безольди, французкой — Шевалье и рукописей руських, чрез бунчукового товарища Петра Симоновского, 1765 года» является самым научным, в нем удачно соединились тогдашние методы изображения прошлого. Труд Симоновского, по некоторым критериям, подобен произведениям украинских историков ХІХ в. Так, автор в исследовании истории рассматривает различные сведения об явлениях и событиях, которые его интересовали, но представляет собственное видение, а также использует метод «манускрипта», по которому рукопись несет достоверную информацию благодаря писаной форме текста. Это произведение широко представлено в рукописных сборниках второй половины XVIII в. Важно, что казацкий интеллектуал принимал участие в научных экспедициях, которые с конца 1770-х годов охватили всю Левобережную Украину, и был автором «Топографического Описанія Кіевского Наместничества» (1786 г.). Еще один малоизвестный труд Симоновского — «Ответы на некоторые вопросы о Малой Россіи». Историки допускают, что казацкий интеллектуал мог быть автором других произведений среди рукописного наследия конца XVIII — начала ХІХ вв., которое недостаточно изучено в современной историографии.
П. Симоновский завершил работу над «Коротким описом козацького малоросійського народу» 1765 года, когда второй раз было отменено гетманство. Это наложило отпечаток на само произведение. Причиной написания «Короткого опису козацького малоросійського народу» Симоновский называет необходимость знаний о своей истории: «Представляю малороссійских Козаков, их начало и происхожденіе, потому что, хотя в том на инностранных язиках и многія суть Исторіи, но на Россійском весьма редки, которыя не всем Малороссіянам и известны».
Свое произведение Симоновский начинает с исследования происхождения казачества на основе известной ему информации и аргументирует свою версию, что «козаки есть род Скифославенскій». Для автора важно было подтвердить давние корни «козацького» народа. Скифов как предков часто использовали и другие казацкие интеллектуалы. Например, автор расширенной редакции «Літопису Грабянки» 1709 года предками «козацького народу» называет хазаров и скифов.
В фокусе «києворуської» истории Симоновский поместил «малоросійський козацький народ». Так, «Малороссійская земля главное было обиталище Россійскаго народа со времени Великого Князя Игоря...» Нашествие татар, по Симоновскому, внесло изменения в жизнь казацкого народа. После изгнания Гедимином татар из Киева «многія из их (казаки. — В. К.) принуждены оставить домы свои и искать поселенія себя внизу по Днепре...». Часть информации в произведении не является достоверной, однако показывает логичность рассуждений в поисках светским интеллектуалом Гетманщины корней казацкого государства. Он из ряда источников находит происхождение названия «козаків» и «оселяє» их на территории среднего Поднепровья. Учитывая примененный здесь метод выяснения происхождения слов («козак» от «козел» или от «коси»), казаки при необходимости могли бы походить и от хазар, как в произведениях казацких интеллектуалов XVII—XVIII вв. или, во всяком случае, как у Семена Дивовича в «Розмові Великоросії з Малоросією» 1762 года. Этимологические исследования Симоновского, как для того времени, были научными. В Гетманщине второй половины XVIII в. были распространены мифы, по которым русское наследие имело глубокие корни: известный Василий Капнист считал, что русы происходили от легендарных гипербореев, от которых древние греки позаимствовали свои науки, музыку и поэзию. Следовательно, для казацкого интеллектуала не было необходимости в абсолютно самостоятельной истории «малоросійського козацького народу». Более того, говоря о самобытности «козацької нації», Симоновский подчеркивает конфессиональное единство «великоросіян» и «малоросіян».
Казацкий интеллектуал традиционно для всех восточнославянских писателей уделял большое внимание борьбе казачества с мусульманами, в первую очередь — татарами. Так, Петр Симоновский казацко-татарским войнам посвящает первые разделы своего произведения о гетманах Ружинском, Пидкове, Наливайко. Более того, светский интеллектуал Гетманщины сравнивал казаков в этом военном противостоянии с «Кавалерами ордена Святого Іоанна».
Еще более обоснованно Симоновский представляет истоки казацких вольностей. Казацкий интеллектуал для освещения традиционной общественно-политической жизни использовал просветительские термины для обозначения «добре впорядкованого» государственного правления. Согласно тексту его произведения, «Казимир, сын Ягеллов... для лучшего порядка Кіевское Княженіе разделил на провинціи и учредил в них везде воєвод, старост, каштелянов, судей и прочих чиновников, всех с Малороссійскаго народа, и, чтоб таковое учрежденіе содержано вечно и ненарушимо было, обовязал и наследников своих, в подтвержденіе чего имеется и привилегіум Короля Сигизмунда Августа...» По Симоновскому, казаки вообще имели вольности издавна, поскольку «Король Польскій Сигизмунд Первый... дал им (реестровцам. — В. К.) особливыя на вольности их привилегіи, а прежнія дозволенія их от предков его, Королей Польских, подтвердил».
Светский интеллектуал Гетманщины отстаивал идею интеллектуалов первой половины XVII в. о единстве и братстве казачества со шляхетством и их общее происхождение от «Савроматів і Русів». Причем поляки были младшими братьями в этногенетической истории «малоросійського козацького народу» и польских шляхтичей.
Переход под протекцию московского царя Симоновский толкует в терминах вольностей и православной веры. Главным в подданстве московскому царю казацкий интеллектуал видел то, что «последовали две Государскія Грамоты: 1-я — на вольности Козацкія, а 2-я — на вольности Шляхетскія».
Петр Симоновский постоянно говорит о Гетманщине как о «Малороссійском Козацком отечестве». Частота использования слова «отечество» для обозначения своей страны выделяет его из среды казацких интеллектуалов XVIII в. В «Коротком описанні», составленном для оценки «нещасливого шведського року», Симоновский на первое место ставит интересы своей родины и пытается достичь компромисса в оценках прошлого. Он приводит исторические документы, в которых речь идет не только о верности украинской элиты российскому монарху-протектору, но и «отчизне нашей».
О Павле Полуботко Симоновский записал: «Когда таковых тяжестей Малороссійской народ снесть был не в состояніи, то Генеральная Старшина, наблюдая целость своего отечества, просили Его Величества дозволенія послать... Депутатов... ищущих пользы своего отечества старшин», однако такая деятельность, по словам бунчукового товарища, завершилась трагически для Полуботко. Положительные явления в истории Гетманщины интеллектуал вписывал в сроки истории вольностей. «Решительные» пункты 1728 года Симоновский называет «подтвержденіем вольностей Козацких по пунктам Гетьмана Хмельницкого».
Казацкий интеллектуал, широко используя понятие «пользы государству», писал об издевательстве над украинцами представителей центральной власти: «По проекту фельдмаршала Миниха, то же одни Малороссіяне полонили Днепр, зачав от Кіева до самой почти линіи, где многія тысячи народа от хлада и глада погибли, а пользы чрез то Государству ни какой не принесли». «В сих Турецких походах Малороссійский народ сколько нужд и обид внутре и вне Малой Россіи понес, свету известно: он не токмо сам... службу Государеву нес, но и скот и имущество его в тех же походах арміи великим пособіем были, яко на все военные тяжести из Малой Россіи до несколько тысячей быков взят без платежа, а к ним и погонщиков до двадцати тысяч человек, из коих редко кто возвратился в дом свой». Бунчуковый товарищ доказывал «ненадобность нещастных Малороссиян в таких походах».
Петр Симоновский в своем произведении уделил значительное внимание торжественной церемонии избрания Кирилла Разумовского гетманом, хотя негативно оценил деятельность «Гетманского уряду»: «сколь ни великолепное и славное сего Гетьмана как избраніе, так и вступленіе его на правленіе... столь окончаніе онаго Гетманского уряду Малой Россіи неполезное».
Таким образом, Симоновский видел своеобразные «сутінки Гетьманщины», история которой представлялась ему завершенной. Однако, он рассматривал казацкое государство и общество как отдельные образования в пределах Российской империи, а научный язык и просветительскую риторику использовал для аргументации казацких традиционных общественно-политических ценностей.