Начало читайте в «Дне» №23
Вводилась также судебная защита подсудимых через присяжных поверенных (адвокатов). Ими становились российскоподданные юристы в возрасте от 25 лет, не имевшие судимости и не состоявшие на государственной и выборной оплачиваемой службе. Эта категория юристов, в отличие от других чиновников, смогла объединиться как профессиональная группа и добиться наибольшей автономии в своей деятельности. Отменялась также теория формальных доказательств и канцелярская тайна, вводился обвинительный процесс.
Вследствие использования европейской судебной практики система судов, введенная судебными уставами от 20 ноября 1864 г., выглядела таким образом. Суды делились на две категории — с избранными и назначаемыми судьями. Самый низкий суд возглавляли мировой и почетный судьи, которых избирало население на три года во время выборов органов земского и городского самоуправления. Действие мирового судьи распространялась на округ, состоявший из нескольких участков в уезде или городе, а в его компетенцию входили уголовные и гражданские нарушения, денежный эквивалент которых составлял размер штрафа: от 300 до 500 руб. Участковые и почетные мировые судьи уезда собирались на сессии, получившие название съездов мировых судей, на которых рассматривались апелляции на решения мировых судей.
Следующее звено представлял окружной суд в составе назначаемых правительством председателя, его товарища и членов суда, обслуживающий несколько уездов одной губернии. Судебная палата была третьей инстанцией, замыкающей местный суд. Она была апелляционным органом для окружного суда и первой инстанцией в рассмотрении таких важных дел, как нарушения правил издания или преступления, совершенные чиновниками при исполнении служебных обязанностей.
Первой судебной палатой, созданной в украинских губерниях на основе судебных уставов 1864 года, была Харьковская (ноябрь 1867 г.), деятель ность которой распространялась на одноименную, Курскую, Орловскую и Воронежскую губернии. Ее возглавил барон Николай Егоро вич Торнау (1812—1882), самый типичный чиновник бюрократической системы того времени, выходец из остз ейских губерний, лютеранского вероисповедания, не имевш ий ни земли, ни крепостных. Окончив Царскосельский лицей, Торнау приобретал служебный опыт в центра льных российских правовых институциях, вследствие чего был переведен на службу к генерал-губернатору Лифляндии, Эстляндии и Курляндии, а позже прославился кодификацией мусульманских законов. Этим, как и другими назначениями, правительство отрабатывало технологию конструирования имперской элиты, способной противодействовать старой практике, когда суды возглавляли местные дворяне, связанные между собой этнически-корпоративной принадлежностью.
Вскоре — 30 июня 1868 г. — была основана Одесская судебная палата, обслуживающая Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Подольскую губернии и Бессарабскую область.
Как видим, судебная сетка не совпадала с административной, и разграничение административно-территориального и судебно-территориального деления также было одной из гарантий независимости судебной власти от исполнительной.
В правобережных украинских губерниях, как и вообще в западных, судебная реформа существенно отличалась от других губерний. Там мировые суды вводились отдельно от общих. Эта идея была обоснована чиновником второго отделения Министерства юстиции И. В. Капнистом, сыном писателя В. В. Капниста, изучавшего опыт мировых судей и полицейских судов в Германии, Франции, Бельгии, Англии и США. Таким образом, мировые судьи в Правобережной Украине вводились с 1872 г., а судебные палаты — на втором этапе реформы, совпавшей с судебной контрреформой. На переходном этапе создавались объединенные палаты уголовного и гражданского суда. Так, Киевская объединенная палата уголовного и гражданского суда действовала на протяжении 1871— 1880 гг. и выясняла нерешенные дела ликвидированных уездных судов и судебных палат, а также занималась установлением конкурсного управления по делам несостоятельных должников.
Киевская судебная палата, открывавшаяся на основании судебных уставов 1864 г. в составе одноименной, Волынской, Черниговской и Могилевской губерний, основывалась, самое позднее, — 29 июня 1880 г. Ее председателем был назначен действительный статский советник И. И. Мечников, ранее возглавлявший Пензенский окружной суд и служивший прокурором Харьковской судебной палаты.
Несмотря на всю неоспоримую значимость судебной реформы, ее не стоит идеализировать. Она имела несколько слабых мест, среди которых прежде всего нужно отметить то, что она распространялась далеко не на всю империю, а только на те ее губернии, где вводились органы местного самоуправления — земства и городские думы. Поскольку именно они выбирали мировых судей и присяжных поверенных. В губерниях, не избавившихся от признаков тех государств, в состав которых они раньше входили, или собственных национальных, судебная реформа вводилась поэтапно со значительным отставанием от центра. К таким принадлежали и губернии Правобережной Украины, где реформа начала распространяться со значительным опозданием и с отказом от выборного принципа, замененного правительственным назначением на те должности, которые в других губерниях избирались населением.
Компетенции и возможности судов как первой инстанции не раз менялись в сторону ограничений. Судебным палатам 1866 г. были переданы из окружных судов дела о преступлениях и о нарушении правил печати. В 1872 г. дела о государственных преступлениях были выведены из компетенции палат, и для их рассмотрения основывалось Особое присутствие сената для рассмотрения дел о государственных преступлениях и противозаконных организациях. В 1878 г. эта категория дел снова была возвращена для рассмотрения судебными палатами. Кроме того, они начали рассматривать дела, раньше входившие в компетенцию окружных судов: о сопротивлении распоряжениям правительства и явном неподчинении власти, об оскорблении и неуважении к государственным учреждениям и чиновникам при исполнении ими служебных обязанностей. В 1878 и 1879 гг. эти дела временно передавались на рассмотрение военных судов.
А в 1875 г. государство, вмешиваясь в дело организации адвокатуры, отказалось ее основывать во всех других местах империи, кроме уже действующих советов присяжных поверенных в Москве, Петербурге и Харькове. Вместо этого правительство ввело категорию частных поверенных, к которым уже не выдвигались требования образовательного ценза, что способствовало появлению многочисленной подпольной адвокатской практики. Другим недостатком судебной власти было то, что она не выработала юридической процедуры привлечения к ответственности чиновников за нарушение прав частных лиц. Их судебные дела и далее находились в ведении сената, что продолжало старую схему, согласно которой любой бюрократ служил монарху, а не населению. Это негативное свойство судебной системы объясняется тем, что за образец для административной юстиции в империи была принята континентальная система трибуналов, согласно которой судебные функции исполнялись внутри самой администрации, а не англосаксонскую систему, передававшей подсудность администрации независимым судам.
Неоднократные попытки подчинить государственную власть правовым нормам встречали протест и Александра III, и Николая II. Вследствие этого судебной власти до конца существования Российской империи не удалось получить полной независимости от административной власти, а поэтому они постоянно между собой конфликтовали.