Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На стыке эпох

3 марта, 2005 - 19:41

Одной из сложных проблем современного мира является «мусульманская проблема», в частности — все возрастающий поток мигрантов с Востока в Западную Европу. Недавно еще почти сказочные «бедуины-пустынники», герои «Арабских сказок» динамично сокращают расстояние между Европой и Востоком, увеличивая свое присутствие в западных странах несмотря на все усилия правительств. Ситуация осложняется быстрым ростом мусульманского населения — 25 лет назад на земле проживало 780 млн. мусульман, в конце 2004-го — более 1,3 миллиарда.

Возможно ли остановить миграцию исламского Востока на христианский Запад? На сегодняшний день кажется, что нет, невозможно. Слишком велик перепад уровней экономик, жизни, защищенности человека в этих двух системах. Судьбоносно и то обстоятельство, что миграция мусульман происходит на фоне весьма неблагоприятной для Запада демографической ситуации — в некоторых странах уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. На Востоке — все наоборот. Исламская традиция запрещает любые методы контроля рождаемости, а многодетные семьи, быстрый прирост населения, многолюдные страны считаются признаком благословения Аллаха. Высокому уровню рождаемости способствует также структура мусульманской семьи, многоженство. Поэтому исследователи считают, что в 2050 году доля мусульман в европейском населении по оптимистическим прогнозам составит одну треть, а по пессимистическим — половину населения. И все более громкими становятся голоса тех аналитиков, которые озабочены сохранением в чистоте бесценного сокровища человечества — европейской культуры. Ведь если тренд не изменится, то через несколько поколений коренные нации Европы либо станут «замкнутым в себе» меньшинством, либо смешаются с носителями ислама. Иными словами — произойдет смена расовой идентичности европейца, а с нею — трансформация культурной идентичности Европы, Запада.

Получается что мы живем в такое время, когда одна цивилизация замещает (или сменяет) другую, одна культура частично вытесняет, а частично сливается с другой, незаметно создавая какое-то непостижимое для субъектов обеих культур третье. В «старую» Европу «вливается» молодая, многочисленная, не ослабленная рефлексированием и демократическими самоограничениями культура — другая раса, другой тип человека, с другим отношением к миру. Процесс будет идти медленно, малозаметно для его участников, но — неумолимо. И все мы сегодня являемся бессильными свидетелями поединка двух цивилизаций, двух идентичностей — Запада и Востока, весьма ослабленного временем Христианства и пульсирующего силой Ислама.

Эти процессы не являются чем-то особенным в историческом контексте — подобное происходит на земле постоянно, хотя и неспешно и через большие промежутки времени. Как говорит Библия, «Что было, то и будет, и что делалось, будет делаться, — и нет ничего нового под солнцем». Всегда было так — приходили могущественные «варвары», которые не могли ценить цивилизацию, которую завоевывали; уничтожали культурные сокровища, удобряли ими землю и создавали что-то свое, другое. А через столетия (а то и тысячелетия) бывшие варвары начинали раскопки, искали остатки цивилизации, которую когда-то полностью разрушили, изучали их, боготворили, выставляли в музеях. Ниже несколько примеров.

В третьем тысячелетии до нашей эры, когда Европа была еще суровой необжитой территорией, на берегах Нила расцвело могущественное государство — Египет. Он завоевал почти все страны своей ойкумены, накопил сказочные богатства, разработал причудливую и изысканную письменность, овладел астрономией, воспитал талантливо-печальных поэтов, художников с удивительным видением пространства, скульпторов, архитекторов; возводил города, храмы, гробницы. Казалось, что большей мощи в мире не было. Но не тут-то было! Пришли «новые люди» — греки, римляне, арабы (VII в.), которые не имели — и не могли иметь — ни малейшего представления об уровне цивилизации захваченной страны, и сравняли все (кроме пирамид и сфинксов) с песком. А через века жалкие, полупонятые остатки египетской культуры были включены в сокровищницу культурного фонда человечества.

Еще более яркий пример — знаменитые древнегреческие государства-полисы. Они пали (II в. до н.э.) под натиском римских легионов, солдаты которых не знали грамоты. Греческие философы, писатели, риторы были превращены в рабов и вывезены в Рим, где стали учителями неотесанных властителей мира. Позже греческие храмы (современники считали, что их строили боги), скульптуры, знаменитые философские школы безжалостно истреблялись адептами молодого христианства. Ранние христиане сделали все, чтобы на земле не осталось даже слабого аромата классической Греции. Через несколько веков в христианском мире нашлось место и Платону, и Аристотелю, и Цицерону, и стоикам. Однако, большая часть античного наследия была утрачена навсегда.

История Римского государства насчитывает почти 12 столетий. Могущественная империя владела половиной тогдашнего мира, навязала завоеванным варварам основы современной западной цивилизации, развила эффективные государственные институты, была украшена творчеством талантливых писателей, философов, архитекторов, художников и др. Все это, однако, не спасло «Вечный город» от нашествия готов, вестготов, франков и других варваров — последний император Ромул Августул покинул трон в V в., а римские боги-эпикурейцы уступили место аскетическому христианству. Рим опустел (на его форумах «дикие лошади щипали траву») и в течение нескольких веков не играл заметной роли в жизни «новой Европы». Пока та не выпестовала своих философов и ценителей искусства. Прежде, однако, чем европейцы «начали боготворить античную культуру, они ее почти полностью уничтожили» (Анатоль Франс).

Весьма показательна также историческая судьба столицы Византии Константинополя, который после многих веков блестящей имперской истории превратился в турецкий город Стамбул. Греков на его улицах давно сменили турки.

Возвращаясь к современности, зададимся риторическим вопросом: «Насколько способна современная Европа сохранить себя, свою идентичность?» То есть выстоять перед натиском Востока. Это зависит, наверное, именно от европейцев: смогут ли они оперативно — до того, как будут поглощены количественно превосходящими иммигрантами — ассимилировать восточных людей, приобщить к своему образу жизни, воспитать в них свое отношение к труду, гигиене, к чужестранцам и так далее. Способны ли европейцы сделать привлекательными для восточных людей свои знаменитые демократию, честность и порядочность? Сегодня «натурализована» сравнительно незначительная часть иммигрантов, а контакты между иммигрантами и европейцами на персональном или гражданском уровнях — минимальны.

Так что же будет дальше? Грустно и страшно даже подумать, что мудрые, рафинированные, гармоничные, благородно-гуманные достижения европейской философии, искусств, литературы, быта уйдут в забвение. И что навсегда будет разрушен и забыт тот прекрасный миф под названием «Европа», который так талантливо создали ее гении.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ