Последние политические события в Украине с необыкновенной радостью приняты многими активными церковно-политическими деятелями России, которые связывают с так называемой антикризисной коалицией большие надежды также в православной сфере. А судя по оперативности новых хозяев ВР Украины, они не будут особенно деликатничать (на это они просто неспособны) и без промедления начнут «наступление» на неугодные им церкви Украины. Есть все основания опасаться, что созданная в стране атмосфера терпимости, уважения к вере и церкви своих сограждан, коллегиальность в решение общих проблем в ближайшем будущем могут быть утеряны.
Ниже цитируем несколько мыслей митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (УПЦ МП), выдержки из интервью сайта «Правая-ru» с известным в Украине Кириллом Фроловым — руководителем Отдела Украины института стран СНГ, пресс-секретарем Союза православных граждан, а также предложения московского философа Аркадия Малера.
Митрополит Агафангел:
«Обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины.
Киев без великой России и в отдельности от России не мыслим ни в каком и ни в коем случае.
Любовь, к своему родному краю не должна в нас заглушать и побеждать любовь ко всей России и к Единой Православной Русской Церкви.
Отрыв Украины от братской православной России означает окончательное исчезновение России как великого государства, как охранительницы Православия во всем мире. Об этом злорадно говорит идеолог глобализации Бжезинский: «Без Украины Россия никогда не будет великой державой». Об этом стоит помнить тем в России, кто равнодушно смотрит на процессы, происходящие в Украине».
Кирилл Фролов:
«Политическое украинство — это плод униатства...
Именно греко-католический феномен (ни русский, ни поляк — а «самостийник», «украинец») стал в основе украинской идентичности, украинской идеи...
Развал «оранжевой коалиции» привел к тому, что сейчас самой актуальной стала дата 320-летия присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату, воссоединения Русской Церкви. Присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату, состоявшееся в 1686 году, было абсолютно каноничным, никем никогда не оспаривалось — до падения Константинопольского Патриархата в болото вероотступнического модернизма в 1924 году ...
Мало того, 320 лет единой Русской Церкви, это век малороссийского владычества в ней. В результате воссоединения 1654 г. уроженцы Киева и Львова сделались, начиная с XVIII века, хозяевами положения на научном, литературном и церковном поприще России. Подавляющее большинство епископов РПЦ, предавших анафеме в 1709 г. гетмана Мазепу, — малороссы. До специального указа Елизаветы Петровны от 17 апреля 1754 г. о поставлении епископов из великороссов, только малороссы занимали епископские кафедры в Русской Церкви. Когда же в соответствии с «Духовным регламентом» Петра Первого (1721 г.) при каждом архиерейском доме стали создаваться духовные школы, учителями там были исключительно украинцы, вводившие в них педагогическую систему Киево-Могилянской академии. (Все так и было, но что, собственно, хотел тут сказать г н Фролов? —К.Г. )...
К сожалению, сегодняшние действия Константинопольского Патриархата приведут к катастрофе Православия на Украине, и не только на Украине. Эти действия вообще являются не только вмешательством на каноническую территорию РПЦ, но и разрушением Православия. Демагогией является и заявление Константинопольского Патриархата о желании содействовать преодолению раскола на Украине. Пора поставить все точки над «і» — никакого раскола Православия на Украине не существует. Подавляющее большинство православных Южной Руси находятся в канонической Церкви Московского Патриархата и выступают категорически против автокефалии и смены юрисдикции. Свежий пример тому — это встреча чудотворной иконы Царя-Мученика Николая в Тульчинской епархии, когда десятки тысяч православных украинцев коленопреклоненно каялись в цареубийстве и богоотступничестве и вопрошали — кто нас разделил с единоверной и единокровной Россией? Российское государство должно понимать, что поддерживая Московский Патриархат, оно поддерживает свой суверенитет и саму возможность восстановления России как мировой державы. После откола Черногории все остальные православные народы и их Поместные Церкви должны понять, что без великой православной России Православие станет маргинальным в мировом масштабе, а восточно- христианские народы уйдут из истории. Православная Россия — это шанс для них. Русская Церковь и Российское государство должны, наконец, заключить негласный внутри- и внешнеполитический альянс.
Для того, чтобы быть привлекательной для других восточно- христианских народов, Россия должна стать страной эталонных церковно-государственных отношений — православные телепрограммы должны появиться на общенациональных телеканалах в удобное для зрителя время, дипломы духовных школ — признаны государством и прочее.
А на внешнеполитической арене Российское государство всей мощью своих политических, экономических и аналитических структур должно помогать Церкви разрушить проект использования Константинопольского Патриархата в качестве «троянского коня» — пресекать, используя все формальные и неформальные рычаги, работу Константинопольского Патриархата на Украине.
Либо это будет сделано сейчас, либо никакие высокие цены на нефть не спасут Россию. Не все, ой не все, измеряется в баррелях!».
Аркадий Малер:
«Само существование независимого украинского государства несет в себе угрозу национальным интересам России, так как вся украинская идентичность построена на отрицании «русскости»... России следует вести жесткий политический диалог с украинской властью, который должен закончиться единственно возможным исходом — демаркацией украинского государства».