Омелян Прицак
Из записки членов Российской Императорской
Академии Наук (действительных членов НТШ)
в поддержку украинского языка
В сегодняшнее расхристанное, спрессованное время государственного строительства, время тотальной дезориентации и глубокого разочарования общества и, как следствие, повсеместного равнодушия нужны положительные примеры, высокие образцы духовности, которые возвращали бы надежду, возрождали историческую память, выравнивали национальную осанку, защищали человеческое достоинство, утверждали веру и закаляли волю, давали четкие ориентиры развития европейской Украины и надлежащего места каждого из нас в этом процессе.
К числу таких духовных будителей национальной памяти и идентичности принадлежит Омелян Прицак, наследие которого, к величайшему сожалению, еще мало известно широкой украинской общественности. Цель данной статьи — в краткой форме донести до широкой аудитории газеты «День» творческий путь этого великого Украинца и Патриота, сделать акцент на его подвижнической организационной работе во имя украинской науки, возвращения украинской национальной памяти и утверждения национального и человеческого достоинства.
Личность Омеляна Прицака (1919—2006) принадлежит к титанам украинской и мировой науки и культуры середины XX — начала XXI веков.
Мировой славы востоковед, историк, языковед, литературовед, культуролог, педагог, автор около 900 фундаментальных статей и монографий, хорошо известный в кругу специалистов-профессионалов, ученых-теоретиков, Омелян Прицак успешно сочетал исследования в области украинистики и ориенталистики. По мнению выдающегося отечественного историка средневековой эпохи Украины и истории культуры Ярослава Исаевича, Омелян Прицак избрал специализацию языков тюркской и монгольской групп, чтобы иметь возможность использовать аутентичные источники, которые раньше были недоступны для украинских ученых. Однако вторую половину своей насыщенной многогранной творческой жизни (начало 60-х годов прошлого века) ученый посвятил организационным проблемам становления украинской науки (гуманитарная сфера), воспитанию молодой генерации ученых-украиноведов европейского уровня. Именно этот период активной и продуктивной деятельности Омеляна Прицака, на наш взгляд, изучен и оценен еще недостаточно. Данная статья является попыткой раскрыть еще одну грань творчества универсального ученого — организатора украинской гуманитарной фундаментальной науки, интегратора ее в мировой культурный контекст, теоретика и практика утверждения национальной идентичности, настоящего патриота и государственника, автора модели академической украинской науки и образования за пределами Украины.
Короткий исторический анализ становления и развития украинской науки периода XIX—XX вв. (до провозглашения Украиной независимости в 1991 г.) позволяет сделать вывод, что украинская наука почти за 200-летний период не имела единой разветвленной системы академической науки и образования наподобие европейских и многих других государств мира. Она не имела ни одного полноценного национального университета, а ее талантливые умы питали науку и культуру чужих империй и государств. Тем не менее, благодаря целому созвездию украинских патриотов (в частности, ученых и педагогов, писателей и промышленников-меценатов) украинская национальная культура и ее фундаментальная составляющая — наука — развивались вопреки неблагоприятным историческим обстоятельствам. Но для этого ее подвижники должны были искать более-менее благоприятные условия. Поэтому исторический путь украинской науки напоминает марафонскую эстафету длительностью в несколько столетий, которую передают друг другу, отдав все свои интеллектуальные ресурсы на данном историческом отрезке пути, «прометеи» украинского дела. Эта эстафета шла до 1991 г. по разным краям и континентам. Началась она «серебряным веком» украинской науки во Львове (1873—1939) с такими «прометеями», как Иван Франко, Мирон Кордуба, Иван Крипьякевич, Михаил Грушевский. После «серебряного» этапа Львов передает эстафету Киеву, «золотую» эпоху (1920—1935) которой создавали Владимир Вернадский, Агатангел Крымский, Сергей Ефремов, Михаил Грушевский и другие ученые-патриоты. Параллельно на этом этапе Великой Украине реальную помощь оказывает интеллектуальная украинская элита, которая после поражения освободительной борьбы осела главным образом в Чехо-Словакии, Польше, Германии, Австрии. Особенно плодотворным был «пражский период» благодаря демократической и благосклонной к украинцам политике президента Томаша Масарика. Это помогло в очень краткий отрезок времени развить целый ряд образовательных, академических, художественных учреждений, в которых имели честь учиться и работать как украинские, так и иностранные студенты и специалисты. В период после Второй мировой войны особенно активной и продуктивной работой украинские интеллектуалы-эмигранты отличились во Франции. В частности, деятельность европейской ветви НТШ в Сарселе под Парижем оставила непреходящий след в истории украинской науки десятитомной «Енциклопедією українознавства» (общая редакция Владимира Кубийовича), которая по сей день не утратила своей научной ценности и стала толчком для написания УСЭ (Украинской советской энциклопедии) и первичной базой для подготовки Энциклопедии современной Украины (ЭСУ, под редакцией акад. Ивана Дзюбы). Также существовали некоторые украинские учреждения (семинары, школы, курсы) при университетах в США, Канаде, Австралии. Но это не были полноценные, самостоятельные научные и учебные украинские структуры, в которых могли вырастать элитные украинские ученые, способные создавать академическую качественную науку универсального, а не маргинального толка.
Омелян Прицак принадлежал к плеяде высокоинтеллектуальных украинских эмигрантов, был действенным патриотом. Таким он стал еще с детских лет, когда учился в польской гимназии и рос в польскоязычной семье. О польском периоде жизни он вспоминал: «Во-первых, я боролся за право быть украинцем. Во-вторых, я от своего польского окружения научился двум ценным чертам, которых так не хватает нам, украинцам: чувству человеческого достоинства и чувству украинского национального достоинства» (Какие актуальные выводы на сегодня!) Именно чувство национального достоинства побудило маститого ученого мирового масштаба взяться за, казалось бы, невыполнимое дело — развитие украинской науки в инородной среде, «прививание» и «перенесение» ее в эту среду, интегрирование в мировое научно-культурное пространство. Он решился осуществить заветную мечту Ивана Франко, который, узнав об открытии Семинара румынских исследований (1895) при Лейпцигском университете новообразованным королевством Румыния (одного из самых престижных учебных заведений тогдашней Европы), мечтал о создании хотя бы Всеукраинского научного семинара на базе Львовского университета, который хоть и не был соответствующим центром для научной работы, но был единственным местом, где научная работа могла бы иметь национальный характер. Ученый с горечью вопрошал, что же делает соборная Украина для развития научной работы, сравнивая ее с маленькой Румынией, руководство которой четко понимало стратегические задачи своей страны? Вопрос, к сожалению, крайне актуальный и сегодня.
Важно отметить некоторые отправные постулаты (принципы), которых придерживался Омелян Прицак при решении такой стратегического значения для Украины проблемы, как становление украинской фундаментальной науки и интеграция ее в мировое культурное пространство.
Вот главные из них:
1. Наука имеет в системе культуры основное значение как ее теоретическая база, сумма опыта и источник вдохновения.
2. Народ как государственная нация идентифицирует свою отдельность через свою национальную культуру, а значит, через национальную науку.
3. Гуманитарные науки — прежде всего язык, литература, история — принадлежат к нациеобразующим наукам, составляют единство и изучаются параллельно.
4. Точные науки — технические, естественные — являются универсальными и потому в сохранении национальной идентичности играют второстепенную роль (хотя и крайне важную).
5. Наука для своего становления и развития нуждается в финансах, материальной базе (недвижимость, библиотеки, издательства), кадрах с подготовкой мирового уровня.
6. Развить научный центр в Украине, а тем более за ее пределами, можно при наличии научного лидера энциклопедических знаний, универсального мировоззрения и авторитета, исключительной воли, целеустремленности, скромности и жертвенности.
На основе этих постулатов и нешумной, однако действенной профессиональной работы, в 60-х годах прошлого века начал Омелян Прицак свой «поход» за сохранение украинской идентичности и государственности через утверждение украинской науки, свободное вхождение ее в мировое интеллектуальное пространство.
Всю свою творческую жизнь Омелян Прицак делил между востоковедением и украинской историей. Решающим стимулом посвятить себя украинской истории и развитию украинской науки стало приглашение его в Гарвардский университет в 1960 г. «великаном науки», одним из творцов пражского лингвистического кружка и лингвистического структурализма, знатоком и преданным защитником аутентичности «Слова о полку Игоревом» Романом Якобсоном.
Собственно, побуждением к изучению украинской истории, как пишет Омелян Прицак, были потребности украинской науки в 60-е годы прошлого столетия. С одной стороны, это «взрыв шестидесятников» (в частности таких имен, как Лина Костенко, Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Василий Стус, Иван Драч, Вячеслав Чорновил), а с другой — немилосердное давление на любые проявления украинского таланта «застойным» режимом Брежнева и всевластного «серого кардинала» Суслова. «Шестидесятники» привлекли внимание всего культурного мира к украинскому делу, прежде всего к академической молодежи диаспоры. Тогда по инициативе студенчества был создан «Фонд кафедры украиноведения» (который действует по сей день), который стал финансовой базой создания Украиноведческого центра в Гарвардском университете.
Как вице-президент Украинской Вольной Академии Наук в Нью-Йорке Омелян Прицак серьезно проработал способы спасения украинства — «создание сильной аттрактивной исходной базы — свободной науки». План, или основные концептуально-стратегические подходы, он изложил на круглом столе в марте 1967 г. в Нью-Йорке. Основные из них таковы:
1. Украинский научный центр должен быть в одном из лучших, наиболее влиятельных, престижных, богатых, авторитетных и старейших научно-образовательных заведений американского континента. Таким требованиям соответствовал ровесник Киево-Могилянской академии Гарвардский университет.
2. Базовыми постоянными структурами Центра должны стать три украинские кафедры по таким нациеобразующим («национальным») дисциплинам: языка (кода наций), литературы (художественные проявления языка) и истории (памяти народа). Главная их задача: «продуцировать молодых талантливых исследователей, которые совмещали бы опыт западного мира с достижениями украинской науки».
3. Создавать украинские отделения научной библиотеки избранного университета (которые частично заменят функции национального университета).
4. Создать Научно-исследовательский институт (как образец миниатюрной Академии украиноведческих наук), в структуре которого будет работать еженедельный Семинар для апробации научно-образовательных исследований, будут издаваться международный научный журнал украиноведения и серии монографий. Институт должен быть автономной частью факультета гуманитарных наук (Faculty of Arts and Sciences). Его цель — создавать и интегрировать украинскую академическую науку в общемировое культурное пространство путем привлечения самого широкого круга первоклассных ученых и научной молодежи как украинского, так и иностранного происхождения к изучению украиноведческой тематики.
5. Финансово обеспечить автономное функционирование украинских научно-образовательных учреждений в структуре Гарвардского университета.
Бесспорно, последний пункт плана стал первым на повестке дня развития всех структурных украиноведческих подразделений и вообще решения судьбы украинского дела на американской земле. Это был очень сложный вопрос, поскольку требовал средств — от трех до пяти миллионов американских долларов, а времени было очень мало. Вспоминая это начало пути, Омелян Прицак отдает должное «Фонду кафедры украиноведения» (ФКУ) и его главе Степану Хемичу и украинской прессе, прежде всего редактору «Свободы» Антину Драгану и тысячам украинских меценатов США и Канады, которые приобщились к этому благородному и перспективному делу. Но главную ношу этого «крестного пути» длиной в более чем десять лет взял на себя Омелян Прицак, который отодвинул на второй план свою любимую научную работу. Вот воспоминание ученого-патриота о том времени: «Более десяти лет я объезжал украинские общины США и Канады, посвящая этому четыре дня в неделю. Было так, что в один день я разговаривал в Нью-Йорке, на другой в Чикаго, а на третий где-то в Сан-Франциско или Лос-Анджелесе». Это был воистину подвиг украинца-эмигранта, ученого-ориенталиста мирового уровня, который отказался от многих руководящих должностей в международных научных организациях ради развития украинской академической науки и внедрения ее в международное обращение. Конечно, на этом пути он не был одинок, у него нашлись соратники и единомышленники (в частности византинист с мировым именем Игорь Шевченко), но главным идеологом этого дела стал именно Омелян Прицак. Его безусловный авторитет в международных научных кругах привел к счастливой развязке: 22 января 1968 г. (50-летие провозглашения УНР) был подписан договор о создании украиноведческих студий в Гарвардском университете президентом Гарварда и главой ФКУ. Университету передали первую необходимую сумму (1 800 000 долларов) для открытия трех постоянных кафедр: кафедры истории Украины им. Михаила Грушевского, кафедры украинской литературы им. Дмитрия Чижевского, кафедры украинской филологии им. Александра Потебни. Первым заведующим кафедрой истории и директором Украинского научного института в Гарварде стал Омелян Прицак (1968—1989).
После создания педагогических структур на повестку дня стала организация научно-исследовательского института, в котором собственно должна была продуцироваться украинская академическая наука соответственно подготовленными научными кадрами. Деятельность Украинского научного института обеспечивалась разветвленной украиноведческой библиотекой, научным еженедельным семинаром, издательством украиноведческих работ, а также Летней украиноведческой школой. То есть структурно украиноведческая наука в системе Гарварда была построена в соответствии с теорией и методикой организации академической науки в западном мире (разработанной еще в XVIII—XIX вв. в Западной Европе). Согласно этой теории, основные национальные дисциплины нуждаются в: совершенном владении теорией этих наук, знании источников, овладении методами работы. Итак, украинская идентичность не может твориться без украинского языка (общего «кода» украинского сообщества), литературы (художественного оформления языка, духовной пищи высшей сферы культуры), истории (общей памяти украинского сообщества, без которой она, как безжизненный робот) и соответственно двух параллельно существующих сфер — преподавательской (три украиноведческих кафедры — украинского языковедения, украинской литературы и истории Украины) и исследовательской — Украинского научного института (малой Украинской академии наук). Правомерно здесь добавить и научную издательскую сферу.
Омелян Прицак совершенно оправданно считал себя руководителем уже пятой генерации украинской документальной школы историков в системе Гарвардского университета (которую начали Максимович, Антонович в Киеве). Он очертил такие основные принципы школы (как «эстафету», переданную его учителем академиком Иваном Крипьякевичем): первый принцип — историческая наука базируется на исторической правде (соответствует лозунгу первого тома «Истории Украины-Руси» М. Грушевского — «Познайте правду, а она вас освободит», а также надписи на старой эмблеме Гарварда «Veritas»); второй принцип — украинская наука должна быть на уровне мировой науки; третий принцип — все гуманистические дисциплины создают единство, а история должна изучаться параллельно с языковедением и литературой; четвертый принцип — существует отдельный украинский органический исторический процесс (несмотря на прерванную протяженность украинского государственного строительства) и соответственно дисциплина «История Украины-Руси» со своей собственной схемой, своими потребностями и методами.
Чрезвычайно важен следующий тезис Омеляна Прицака — Украинский Гарвардский центр является конкретно действующей отраслью, «сегодняшним вариантом украинской документальной исторической школы, которая в один из своих пяти периодов (1894—1934) определялась именем «школы Михаила Грушевского».
Итак, в основу развития Украинского Гарвардского центра Омелян Прицак заложил концепцию классического европейского университета, основными принципами которой являются: объединение образования и науки, демократизм и самоуправляемость.
Особенностью модели организации полноценной академической украинской науки на американском континенте стало то, что она практически развивалась с чистого листа, так как не существовало украинской науки в традиционном европейском понимании, не было соответствующих кадров, методик, учебников, библиотечных фондов. Поэтому первых пятнадцать лет посвятили подготовке специалистов и формированию соответствующей методической и материально-финансовой базы.
В рамках Украинского научного института Гарвардского университета (1973; УНИГУ; HURI) Омелян Прицак инициировал ряд научных проектов, среди которых — проект празднования тысячелетия крещения Украины-Руси, составляющей которого был Проект тысячелетия — корпус украинского творчества за первое тысячелетие в трех сериях: факсимиле оригинальных текстов памятников истории Украины и переводы их на английский и украинский языки. Этот корпус начал реализовываться в 1987 г. при финансовой поддержке украинской диаспоры как «Гарвардская библиотека старинной украинской словесности», а из-за неимения профессиональных переводчиков произведений древней украинской литературы и некоторых технических трудностей серия украинских переводов стала отдельной и получила название «Киевская библиотека старинной украинской словесности». Появилась подсерия «Студії» (классические произведения украинской науки, которые трактуют древнюю украинскую литературу, недоступные читателю в Украине), в которой, в частности, вышел шестой том «Истории украинской литературы» Михаила Грушевского (как первый том подсерии), посвященный украинскому культурному возрождению XVII века. Машинописная копия чудом сохранилась, пролежав в забвении 65 лет. Также была основана Археографическая комиссия (1981) задачей которой было издавать памятники истории Украины на разных языках. Популярными среди англоязычного научного мира стали ежеквартальник «Harvard Ukrainian Studies» и журнал «Reсenzijа», в котором печатаются на английском языке рецензии на украинские научные публикации, вышедшие в Украине. Основан и издается целый ряд серийных монографических изданий в области украиноведения.
Поражает разнообразие работ самого профессора Омеляна Прицака: новаторские исследования о древних летописях, о разных направлениях украинской историографии, о международных связях Украины, украинский вклад в мировую культуру. Научные труды ученого не являются темой данной статьи, но об одной работе нельзя не упомянуть. Это исследование с помощью структурального метода аутентичности «Слова о полку Игоревом», которое вышло отдельной книгой под названием «Когда и кем было написано «Слово о полку Игоревом» (Киев, «Обереги», 2008). Автор доказывает не только аутентичность исторического памятника, но и место происхождения его создателя — Юго-Западная Русь, вероятно Русь Красная, то есть нынешняя Галичина. Этот факт приобретает особое значение в контексте единства нашей территории: гористо-лесистого запада и степной «Новороссии».
Отдельным образовательным проектом УНИГУ стала восьминедельная интенсивная программа для студентов — Летняя школа, которая с 1971 года является частью учебной программы Гарвардской летней школы. В программу входят курсы украинского языка начального, среднего и высшего уровней, курсы и семинары по истории, литературе, культуре, этнологии, религии, социологии, политике и международным отношениям.
Омелян Прицак еще при жизни мог наслаждаться результатами и темпами развития своего большого проекта, который он осуществил из большой любви к своей нации, к своему украинскому народу. Вот как он сам оценил свой жертвенный труд во имя долгой и достойной перспективы Украины и украинства в целом: «Свою работу над созданием Украинского научного центра в системе Гарварда и названные области я считаю большим вкладом в украинскую науку, завершением моего пути историка Украины, как все мои более чем 800 научных работ (книг, статей, рецензий) в разных сферах истории и филологии Украины и всей Евразии». Всего два года не дожил Омелян Прицак до юбилеев (2008 г.): 40-летия учреждения украиноведческих кафедр (1968), 35-летия УНИГУ (1973), 20-летия «Гарвардского проекта тысячелетия» (1988), 40-летия МАУ (Международная Ассоциация Украинистов). Сюда также следует добавить Институт востоковедения им. Агатангела Крымского НАН Украины, создателем и директором которого он был в 1991—1998 гг. Все эти юбилеи — это вехи «крестного пути» Омеляна Прицака, вехи его подвига во имя вечности своего народа.