Сейчас у паствы УПЦ МП большой праздник — в Киев прибыла из России частица мощей св. Серафима Саровского (в миру Прохор Мошнин), канонизированного в 1903 году при активном содействии Николая II. Для иерархии церкви поклонение мощам является одним из надежных средств единения паствы, оживления приходская активности, укрепления веры. Так что сейчас в Киево-Печерскую лавру сходятся и съезжаются верующие из ближних и дальних епархий ради секундного обряда — приложиться к раке с мощами святого Серафима. Поклонение мощам является одним из наиболее древних обрядов церкви — его корни уходят во времена раннего мученического катакомбного христианства. Но сегодня хотелось бы обратить внимание читателя на совсем другое.
Жизнь, духовный подвиг св. Серафима Саровского почти не имели какой-то заметной связи с Украиной, тем более, Первая мировая война, революции, гражданская война и советская власть отнюдь не содействовали распространению культа святого за пределы Тамбовской губернии. Сегодня же поклониться ему идут сотни и сотни украинцев, образовывая немалые очереди. Чаще всего это «коллективные мероприятия» — люди приходят или приезжают группами во главе с приходским священством.
Но привлекает внимание другое. Незадолго до прибытия в Лавру мощей св. Серафима Саровского сюда были доставлены мощи Первоапостольного князя Киевского Владимира. Как всем хорошо известно, именно он фактически ввел христианство на Руси, откуда оно распространилось на восток и север. И когда я шла в Лавру, то ожидала, что туда съехалась чуть ли не вся Украина — каждый народ везде и всегда наиболее почитает именно тех святых, с деятельностью которых связана христианизация его страны. Каковым же было мое изумление, когда выяснилось, что в Теплой церкви, где была выставлена рака с мощами св. Владимира, было тихо и пусто: не то что километровой очереди — не было ни одного человека. Хотя даже наименьшей частицы мощей св. Владимира в Киеве до этого не было.
В чем тут дело? Главным образом — в политических приоритетах духовенства Украинской православной церкви Московского патриархата. Именно оно, — епископы и батюшки — указывает своей пастве, кто в иерархии святых является более важным и более влиятельным. А для иерархии этой церкви древнерусский Киевский князь слишком, по-видимому, ассоциируется с Украиной или даже — с Майданом. Для подтверждения приведу одну цитату из журнала УПЦ МП «Спасите наши души». Там описывается, как на телевидении «плакала» икона Сергея Радонежского: «В белорусской информационной программе лик на телеэкране был показан неожиданно крупно: слезы истекали из глаз преподобного. И было это накануне украинских выборов»!
Между прочим, читать прессу УПЦ МП — захватывающее занятие, которое открывает читателю картину современной православной жизни, а вернее — интерпретацию и регламентацию этой жизни иерархией церкви. Прежде всего удивляешься полному и даже враждебному неприятию всего, что находится за пределами этой церкви. Кажется, что наши «московские» православные живут в окружении врагов, а не среди земляков, хоть и других конфессий. Поражает и то, что в церковной печатной продукции почти полностью отсутствует христианский мотив милосердия, помощь ближнему, прощение людям их грехов; и это несмотря на все евангельские заповеди и благородные примеры. Например, в брошюре «Православная исповедь. Перечень грехов. В помощь кающемуся», среди таких грехов, как «чтение светских книг и газет, слушание светских музыки и песен»; как большой грех вспоминается «ересь общения с еретиками, молитва с еретиками, употребление пищи с ними». Нет ни малейшего сомнения в том, что под «еретиками» подразумеваются все те люди на земле и в Украине, которые не являются прихожанами УПЦ МП.
СМИ УПЦ МП интересно освещают также общественные проблемы, хотя значительная часть материалов позаимствована на православных сайтах Русской православной церкви. Приведу несколько цитат из материала «Почему самодержавие лучше демократии» (журнал «Спасите наши души»): «Демократия является одним из проявлений первородной порчи человеческой природы... Только православное государство способно действительно помочь человеку на его жизненном пути».
«Сегодня особым нападкам и шельмованию подверглось сознание, которое с осуждением называют православно-имперским, имперским, великодержавным... Между тем великодержавное мышление является достоинством, гордостью русского человека и он — человек — должен признавать это, не стесняясь. Россия обязана быть великим государством». Весьма оригинальным является и тезис о том, что «борьба против православия — это главная тайная движущая пружина мировых политических и общественных процессов». (Относительно последнего взгляда, напомним, что доля русского православия в составе всемирного христианства согласно наиболее оптимистическим прогнозам не превышает 5%.)
Очень красиво сформулирован постулат о важности речи в статье «Церковнославянский язык: картина мира» Александра Моторина. Автор небезосновательно утверждает (на основании постулатов исихазма), что «Ослабление, упадок языка всегда означает также упадок народа. А распространение языка среди других народов свидетельствует о распространении власти народа, являющегося носителем этого языка!»
Незаурядное место в СМИ все еще занимают идентификационные коды — печатаются фантастически-истерические письма, запугиваются гиеной огненной верующие, подаются адреса специальных юридических контор, которые квалифицированно занимаются предоставлением «помощи» верующим — судебными делами, связанными с отказом пользоваться идентификационными номерами (такие прицерковные конторы, очевидно, отнюдь не заинтересованы в том, чтобы «кодовая буря» успокоилась). В общем, эта чисто техническая проблема и все, что с ней связано — это серьезная политическая палка в колеса украинского правительства (может, именно так оно было задумано?). При случае вспомним, что ни одна из православных церквей Всемирного православия — кроме РПЦ и ее «филиалов» в бывших советских республиках — не имеет никаких претензий или интереса к тому, каким образом ведут свою «бухгалтерию» системы управления их стран.
Ожидаем от наших читателей развития темы.