Напомним, что испанский суд обвиняет Пиночета в массовых убийствах и пытках; в частности, суд предъявил список 94-х испанцев, казненных без суда и следствия во время пребывания Пиночета у власти. А полный список жертв, составленный испанскими следственными органами, содержит более 4 000 фамилий. К испанскому иску добавились еще несколько подобных из других стран, которые также требуют экстрадикции Пиночета. Коридоры Верховного суда Великобритании, где рассматривалась законность выдачи Аугусто Пиночета, были постоянно переполнены чилийцами-эмигрантами, а также британцами, которые требовали наказания для диктатора. Того же добиваются тысячи людей, вышедшие на улицы столицы Чили; многие демонстранты вместо плакатов несли фотографии своих детей, родителей, мужей, безвинно погибших во время 17-летнего правления кровавого диктатора.
И вот несколько наших земляков пришли к воротам испанского посольства, чтобы протестовать против ареста этого человека, методам правления которого трудно подыскать иное название, чем фашистские. Казалось бы, стоит ли обращать внимание на эксцентричные симпатии «политического меньшинства»? Или на известные карикатурные амбиции руководителей УНА/УНСО, которым неймется сыграть роль Пиночета на украинской сцене?
Однако все это выглядит не столь невинно, если вспомнить некоторые другие факты. Начать с того, что наши книжные рынки в самом центре столицы свободно торгуют фашистской (например, «Mein Kampf» Адольфа Гитлера) и профашистской литературой. Чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться к книжным развалам на Майдане Незалежности. Лидеры УНА не имеют проблем с доступом на телевидение, где с вызовом и пафосом эпатируют перепуганного зрителя, проповедуя крайние национал-шовинистические взгляды, устаревшие лет на 60—70. Они с видимым удовольствием стирают «мещанскую» грань между добром и злом и поют панегирики суперменам, прозрачно намекая на самих себя.
Нет недостатка у наших рьяных молодчиков и в средствах печати. Не так давно увидела свет брошюрка г-на Лалака «Кризис власти», где взгляды автора, нужно отдать ему должное, изложены предельно искренне. Двумя самыми большими трагедиями нашего общества г-н Лалак считает христианство и демократию. Ведь «1000 лет назад христианская религия духовно разоружила Украину», лишив украинцев воинственной энергии. Оно, христианство, было именно для этого разработано и подброшено украинцам «интернацией» (этим термином автор стыдливо заменяет в тексте слово «евреи», чтобы немного прикрыть свой ярый антисемитизм). Не меньшим злом, как считает г-н Лалак, является демократия, изобретенная той же «интернацией». Украинцам демократия ни к чему. Что нам действительно нужно, так это украинский национал-социализм, диктатура собственной элиты, а «во главе государства — гений национального происхождения». Гений, который «будет навязывать свои стереотипы мировосприятия всей нации» («фюрер думает за нас»!). Хорошим «примером является Германия 30-х годов, которая тогда не только вернула себе награбленное, но и начала грабить сама». Еще одна яркая цитата из «Кризиса власти»: «Ох, и измерим, наверное, кому-то черепа, да и не только измерим и не только черепа! Похоже, недолго осталось. Придет время, и украинцы тоже установят стандарты антропологического украинца, славянина, арийца». Как говорится, комментарии излишни.
Утешает то, что людей с подобными взглядами среди нас не очень много, о чем свидетельствует и жалкая кучка киевлян — защитников Пиночета. Тревожит, однако, другое: общество и власть делают вид, что проблемы неофашизма не существует, что можно не беспокоиться — все как-то устроится само собой. Между тем сегодня мы отдалены уже на несколько поколений от времен фашистских режимов, от ужасного опыта «общения» с ними. «Фашизм», «наци» — для молодежи только слова, и, учитывая общее невежество, она, молодежь, способна верить чему угодно и кому угодно, было бы только эффектно сказано (недаром свастика стала излюбленным орнаментом «художников», которые расписывают лифты и подъезды; она конкурирует там с секс-терминами).
Тяжелая экономическая ситуация, безработица создают идеальную, скажем, классическую среду для распространения национал-шовинистической идеологии. И потому трудно понять некоторых наших представителей власти, которые публично, без каких-либо необходимых разъяснений рассуждают о чилийском опыте, чилийских реформах, чилийских методах времен Пиночета. (Для вящей убедительности такие ссылки лучше делать с автоматом в руках).
Отметим, что другие страны более активно реагируют на проявления неофашизма. Например, Госдума России, известная своей снисходительностью к антисемитизму, собирается принять закон о запрете на распространение фашистской литературы. Приведу еще один поучительный пример. Во время последних выборов во Франции некоторые политики ради увеличения своего электората заключили союзы с французскими крайними правыми (профашисты под руководством Ле Пена) и благодаря этому были кое-где избраны на руководящие должности в провинциях. Общество ответило массовыми демонстрациями протеста, на лозунгах часто встречались слова: «Не позорьте Францию перед миром!»; эту кампанию активно поддержали СМИ. И состоялось политическое «чудо» — несколько избранных с помощью лепеновцев политиков отказались от своих должностей. Так почему же нас так мало волнует боевая расцветка наших политиков?